Меню

Собрал не воруем. Рассказы о спасительной пользе милоститворения

Советы

Нужно прощать

    Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

    а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Не нужно поститься на показ

    Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

    А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,

    чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте себе сокровищ на земле

    Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

    но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

    ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Светильник для тела есть око

    Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;

    если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Никто не может служить двум господам

    Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

    Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

    Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

    Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

    И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

    но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

    если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

    Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

    потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

    Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

Лк. 12, 33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,

Интервью с внучкой Качалова Марией Шверубович (Независимая газета, 14.6.2002). Отец ее сидел за то, что воевал в Сопротивлении (бежал из немецкого плена). Шверубович был сыном священника из Вильнюса, другой сын был генералом, еще один адвокатом, но прадед трагедии из этого не делал, а на расспросы отвечал, что сын "по ученой части". Остроумно... Когда разыгрывали этюд "Известие о банкротстве банка" и другие актеры метались по сцене с воплями, Качалов спокойно сидел. Станиславский: "Василий Иванович, а вы почему не участвуете?" - "А у меня деньги в другом банке". Сын священника! Вот комментарий к "Не собирайте себе сокровищ на земле".

Консерватизм - ржавчина на всём основательном, металлическом. Причём, они не инородная агрессия, а следствие внутренней сущности. Как ни смазывай щит и меч, всё равно проржавеют. Именно потому, что традиции требуется смазывать и охранять, они рассыпаются в неприглядную буро-кровавую массу.

Либерализм - продукт высокой мирной культуры, логосности, диалогичности. Это не меч, это мех, не щит, а интернет. Что ж, моль съедает мех и пользователи интернета не в силах быть на уровне свободы, которую им дарит связь, тратят её на порхание и самоублажение, словно мотыльки.

Человек выше природы. Без Бога это означает, что человек не может выжить в природе без орудий и коммуникации особого рода. Муравьи - могут, а человек - нет. Предназначенный к вечной жизни не может того, что могут те, кто предназначен к круговороту жизни временной. Отсюда культура, цивилизации, книги, эшафоты… А где-то за горизонтом - место, где мы должны бы быть, место, которому мы идеально соответствуем. Рай. Какие мы падшие, видно из того, что мы считаем Рай местом, которое нам идеально соответствует - а это немножко другое. Для нас молитва - средство, а лежание червяком на пляже - цель. Весь день в молитве - ужас-ужас-ужас, а весь день на пляже - выдержим. Так и живём, оглушённые собственными криками, и не слышим мощного потока общения Бога и святых между собою. Хуже этого - хуже пляжа - только тупики духовного самообмана, бесконечные обсуждения мистики, вытесняющие мистику. С пляжа легче убежать к Богу, чем со всяких семинаров по «Розе мира», старцам, Библиям, розариям. Моль и ржа истребляют и духовные сокровища - ведь Дух не есть сокровище, Бог не есть Библия, святой не есть нимб святого. Что ж, не собирать эти сокровища, потому что моль и ржа - теологи и архиереи - истребляют их? Ну, собирать… И тут же раздавать, раздавать…

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матфея 6:19-21).

Сохранение богатства всегда было проблемой для человека. Особенно остро она стояла в древнем мире, где банки были ненадежны, а помещения, где хранились вклады, не соответствовали своему назначению.

В нагорной проповеди Иисус Христос подчеркивает призрачность богатства, и при этом Он рассуждает об источниках обогащения в Палестине.

Во-первых, Он велит нам не полагаться на то, что может быть уничтожено молью. В древней Палестине богатство человека часто состояло из дорогостоящей одежды. Но Иисус Христос предостерегает, что на такие вещи нельзя полагаться, что моль повреждает их, даже если они тщательно хранятся.

Во-вторых, Иисус Христос предостерегает нас избегать того, что может быть уничтожено ржавчиной. Драгоценности также являются сомнительным источником устойчивого богатства.

В-третьих, Иисус Христос предполагает, что, если моль и ржавчина не отняли у вас богатство, это может сделать вор.

Сегодня мы разработали массу наилучших способов защиты своих накоплений. Но и они еще недостаточно хороши. Поэтому совет Иисуса Христа актуален для нас так же, как он был актуален две тысячи лет назад.

Этими словами Иисус Христос предостерегает нас от увлечения сомнительными удовольствиями, которые может принести нарядная одежда. Самая красивая одежда в мире, даже без разрушительного воздействия моли, в конце концов, придет в негодность. Все земные удовольствия преходящи.

Иисус Христос предостерегает нас также против удовольствий, разъедающих душу подобно тому, как ржавчина разъедает железо. Иисус Христос предлагает нам довериться тому, чему время бессильно нанести ущерб.

Иисус Христос также предостерегает нас не полагаться на то, что может быть украдено даже таким «вором», как банкротство фондового рынка.

Истинное счастье приходит тогда, когда мы полагаемся на вечное. Апостол Павел в Первом послании к Тимофею поясняет, в чем состоит истинный корень проблемы: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тимофею 6:10).

Причиной всякого зла являются не деньги, а любовь к деньгам. Люди идут на все ради денег, но повинны тут сердце человека и его ум, а не сами деньги. Таким образом, Иисуса Христа заботит не столько наше сокровище, сколько наше отношение к нему. Дело не в том, чем человек владеет, но как он относится к богатству.

«Сокровище» – понятие очень широкое. Временное сокровище, о котором говорит Иисус Христос, есть нечто, что мы любим больше Бога и ценностей, принадлежащих Его вечному Царству. Для некоторых из нас сокровищем могут быть деньги, дом или автомобиль. У других это может быть жажда славы, стремление к высокому общественному положению, забота о престиже, любовь к работе и множество других вещей. Наше «сокровище» – это то, ради чего мы живем, что ближе всего нашему сердцу, о чем мы думаем все наше свободное время. Именно об этом говорит Иисус Христос. Он хочет, чтобы наше сокровище имело вечную ценность.

Но что это за сокровище, которое Иисус Христос призывает нас собирать? Единственное, что мы можем и должны взять с собой на небо – это наш характер. На этой земле мы формируем характер, который и показывает, кто мы есть. Характер определяет нашу личность, и он имеет вечные последствия. Только те, кто уподобился в своем характере Иисусу Христу, будут счастливы в Божьем Царстве. То есть, развитие характера, подобного характеру Иисуса Христа, является собиранием «сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут».

В Матфея 6:21 Иисус Христос говорит: «Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» . Перефразируя это выражение, можно сказать: «Где ваша цель, там будет и ваше сердце». Это важно понять, потому что наши цели определяют наши действия. Наши цели определяют в нашей жизни все. Следовательно, то, где наше сердце, или то, чему мы отдаем его, имеет решающее значение. От этого зависит, как мы живем, и где мы будем проводить вечность.

Сегодня Иисус Христос предлагает мне сделать выбор. Сегодня Он взывает к моему сердцу, моим привязанностям, моей верности. Он призывает меня любить то, что имеет вечную ценность, а не то, что временно.

Каким будет мой отклик? Как я отвечу Ему сегодня?

Подготовила Ю. Коровина

Леша Лопатин
"Не собирайте сокровищ на земле"
Это достаточно спорный вопрос христианства, на который сложно дать однозначный ответ. Лично у меня, например, две точки зрения.
Первая. Если полностью откинуть даже малейшую возможность мистики в нашей жизни, а ориентироваться на чисто материалистические принципы,то это выражение просто не имеет смысла. Если жизнь, это просто совокупность разных химических процессов в организме человека, которые после смерти прекращаются, то жизнь, соответственно, прекращаются. А если жизни после смерти нет, то на что еще тратить свои "жизненные силы", свое время, свои мысли и т.п.? Если дальше ничего нет, то, конечно, разумно будет сделать свою жизнь максимально комфортной.
Вторая точка зрения. Если же допустить возможность, что смерть материального тела не является смертью человека и имеет какое-либо продолжение, то тут сложнее. Например, христианское представление о рае (или аду, не принципиально), где люди, по сути, бессмертны, то накопление больших богатств просто бессмысленно. Вместо того, чтобы думать об обеспечении комфорта на промежуточном этапе (жизнь в материальном теле), который не является основным в жизни человека, лучше задуматься о будущем, развивать в себе то, что называют душой. Если немного сузить понимание именно дохристианского рая или ада, то если потратить жизнь на обеспечение материального комфорта, не"заморачиваясь" с более сложными вещами, очень велик шанс согрешить настолько, что потом можно попасть в ад. В христианском понимании это самый худший вариант развития событий, так что этот вопрос вполне объясним с точки зрения религии.
В библии, евангелиях и других священных писаниях бывает очень много противоречий, и даже не с реальным миром, а самим же текстом писания. Это не тот случай - здесь мы видим именно столкновение разных точек зрения, каждую из которых вполне можно обосновать. Это один из тех случаев,когда нельзя однозначно опровергнуть или подтвердить правильность какого-то высказывания только на основе теории, все гораздо сложнее.

Юлия Малунеева
Отличие чудес в Евангелии от других чудес.
Для начала разберёмся с тем, что мы обозначаем за чудеса.Это понятие является общим и для Евангелия, и для всего остального. Чудеса -есть что-то, выходящее за рамки привычного и обыденного, то, что не случается с каждым человеком (существом) каждый день. Теперь найдём разницу между чудесами обыкновенными и чудесами в Евангелии. Чтобы чудо произошло с вами в реальной жизни, вы не обязаны ничего делать. Оно просто или случается, или нет. И счастливчик выбирается этаким "генератором чисел". Для того, чтобы чудо случилось в любой известной нам фэнтезийной вселенной требуется определённое стечение обстоятельств. Как то, убийство Гарри Поттера; отделение частички души Того-Кого-Нельзя-Называть; образование крестража;Мальчик-Который-Выжил. А вот для свершения чудес в Евангелии есть лишь одно обязательное условие - вера. Как только человек начинает верить в Бога и признает Иисуса Христа Сыном Божьим, свершается чудо, которое так ждёт верующий. Когда к Иисусу пришёл сотник просить об исцелении слуги, он показал веру, какой Спаситель и в Израиле не нашёл - веру в Его слово. Когда Хананеянка просила об исцелении дочери, Иисус в который раз повторил, что Он "послан только к погибшим овцам дома Израилева", но женщина показала Ему большую веру, чем в отечестве Его. Где не смог совершить Иисус многих чудес по неверию народа.
Вот и всё отличие чудес обыкновенных от Чудес Божественных.Сначала была вера и лишь потом свершалось чудо.

Иван Шубин
Кто войдёт в Царство Божие?
Нагорная проповедь Христа - один из самых ярких моментов,позволяющих ясно представить себе всю идею христианства. Он отворяет врата Царства Божьего для плачущих и кротких, нищих духом и алчущих правды, гонимых за эту правду и чистых сердцем, милостивых и творящих мир на земле. Все эти эпитеты, если так можно выразиться, ассоциируются с одной вещью - слабостью.Человек плачущий, кроткий (покорный), гонимый за правду (не могущий сопротивляться), милостивый (не могущий проявить силу и волю), творящий мир на земле (трусливый), нищий духом (не имеющий чувства достоинства) - его воспринимают окружающие зачастую именно так, как я написал в скобках. Человека,чистого сердцем и любящего христианской любовью, все прочие всегда считают слабым, даже если не признаются себе в этом, и этот человек становится для них жертвой.
Христианство и слабость - синонимичные понятия, ибо христианство несовместимо с силой и всем тем, что существует за счёт силы. Так оно несовместимо с маскулинностью, с империей, с фашизмом. И именно слабость в христианстве мне более всего импонирует, и потому я считаю себя христианином.

Не собирайте себе сокровищ на земле...
...но собирайте себе сокровища на небе - говорит нам Христос.
Объясняет Он это очень просто: "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". Следовательно, человек, который всю жизнь пытается сколотить себе состояние в этом грешном и недолговечном мире, где это состояние может моль и ржа истребить и вор украсть, оставляет своё сердце и бессмертную душу на земле, где ходит диавол, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Именно такой человек и окажется одной из его жертв, ибо путь к спасению один, который указал нам Христос - через Царство Божие. Необходимо собирать сокровища на небе, сокровища нематериальные, а значит - не поддающиеся измерению. Как? Очень просто. Христос оставил нам две главные заповеди - "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" и"возлюби ближнего твоего, как самого себя". Человек, осознавший их и от чистого сердца соблюдающий, уже собрал для себя достаточно сокровищ на небе,дабы не оказаться среди жертв рыскающего повсюду диавола.

Блаженны нищие духом...
Данная фраза, на первый взгляд, является крайне непонятной.Почему Иисус проповедует против богатых материально - это понятно и естественно, ибо "не собирайте себе сокровищ на земле". Иисус провозглашает самым главным - стремится к Царству Небесному, но чем ему не угодили "богатые духом" и почему они должны обнищать? Разве не духовную сторону жизни превозносит Иисус. Я понимаю эту фразу так - блаженны те, кто считает себя нищим духом. То есть - не гордецы. Только те, кто считают себя недостойными Царства Небесного, кроткие, постоянно стремящиеся стать более полными духовно и никогда не достигающие удовлетворения в этом - нищи духом, а значит - блаженны и достойны Царства Небесного.

После того, как Спаситель излечил болезнь тщеславия, по естественному порядку, предлагает слово о нелюбостяжании. Подлинно, ничто столько не заставляет любить богатство, как тщеславие. И толпы служителей и евнухов, и золотом одетые лошади, и серебряные столы, и тому подобные весьма смешные вещи придуманы людьми не для того, чтобы удовлетворить нужде, или чтобы получить удовольствие, но для того, чтобы выказать себя перед другими. Итак, выше Иисус Христос говорил только о том, что должно быть милосердным; а здесь, словами: «не собирайте сокровищ », показывает и то, в какой степени должно быть милосердным. Так как корыстолюбие с чрезвычайной силой господствует над людьми, и потому предложить учение о презрении богатства нельзя было вдруг, с самого начала, – то Спаситель искореняет эту страсть мало-помалу, освобождает от нее постепенно, и, таким образом, делает учение о нелюбостяжании, наконец, удобоприемлемым для сердец Своих слушателей. Вот почему, прежде всего, Он говорил: «блаженны милостивые» (Мф. 5:7) ; потом: «мирись с соперником твоим» (Мф. 5:25) ; затем: «кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. 5:40) ; а здесь требует гораздо большего. Там сказал: если видишь угрожающую тебе ссору, то поступи так, потому что лучше ничего не иметь и быть дальше от ссоры, нежели иметь что-либо и вести вражду; а здесь, не упомянув ни об истце, ни об ответчике, ни о другом ком-либо, поучает просто презрению имущества, независимо от чего бы то ни было. Он дает эту заповедь не столько для получающего, сколько для подающего милостыню, чтобы, то есть, и тогда, как никто нас не обижает и не влечет в судилище, мы презирали богатство и раздавали его бедным. Впрочем, и в настоящем случае Он еще не все открыл. Хотя в пустыне Он и показал чрезвычайные подвиги для добродетели нелюбостяжания, однако, не поставляет их на вид, так как еще не время было открыть это. Теперь Он хочет разобрать только (обыкновенные) помышления человеческие, и предлагает Свои слова более в качестве советующего, нежели законодателя. «Не собирайте себе сокровищ на земле », говорит и присовокупляет: «где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут ». Таким образом, Он как самым местом, так и свойством предметов доказывает вред земных сокровищ и достоинство небесных. И здесь не останавливается, но представляет и другое соображение. Во-первых, Он побуждает слушателей к добродетели тем самым, чего они больше всего страшатся. Чего страшишься ты, говорит Он? Ужели истощится твое богатство, если ты подашь милостыню? Нет: подавай милостыню – и тогда оно не истощится; и что удивительнее, оно не только тогда не истощится, но еще получит большое приращение, потому что к нему присовокупятся и блага небесные. Он здесь прямо еще не говорит об этом, но в дальнейшей речи утверждает это.

Теперь, предлагая то, что особенно могло убедить слушателей Его, т. е., что сокровище пребудет у них неистощимым, Он и с другой стороны склоняет их к милосердию; не говорит, что если подашь милостыню, то сокровище сохранится, но угрожает противным случаем, т. е., что если не подашь, то оно погибнет. Подивись неизреченной мудрости! Не сказал, что другим его по себе оставишь, что нередко бывает приятно людям; но, к их ужасу, показывает, что они и этого не в силах сделать, потому что, хотя бы люди богатству и не причинили ущерба, но всегда будут вредить моль и ржа. Хотя, казалось бы, и легко совладеть с этим вредом, но на самом деле трудно преодолеть или предотвратить его. Что бы ты не придумал, не можешь предотвратить этого вреда, Почему же? Неужели золото истребляется молью? – Если молью не истребляется, то воры крадут. – Но неужели всех обкрадывают? – Если и не всех, – по крайней мере, очень многих.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Афанасий Великий

Ст. 19-20 Христос говорит: не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут. Скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкапывают, ни крадут

Слышавшие эти слова говорили: «совет весьма хорош, и похвальна мысль, – настоящия блага жизни полагать лучше не на земле, но в сокровищнице на небесах. Впрочем, как же положить на небеса серебро и золото? Мы не имеем на это возможности. Небо очень высоко, и нам не достать его рукой. Не видим и лествицы, какую видел патриарх Иаков, чтобы взойти по ней и положить на небеса, что есть у нас». Но Господь учит: хотя небо и очень высоко, однако же можете полагать на него некрадомое сокровище правды. Дай бедному и нищему, чтó нужно ему, и найдешь, что все это целым, неоскверненным, нерастленным соблюдется на небе. Есть же у тебя и лествица, возводящая с земли на небо – спасительный крест, – есть и ступени на ней – догматы пречистых Евангелий. Итак, восходи по ним в небесные обители, чтобы прославиться на век. Но будь также внимателен к сказанному Мною.

Из Бесед на Евангелие от Матфея.

Блаж. Августин

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут

Итак, если сердце будет на земле, то есть если каждый совершает что-нибудь с таким сердцем, чтобы достичь земной выгоды, каким образом будет чистым то, что брошено на землю? Если же оно [устремлено] к небу, то будет чистым, поскольку все небесное – чисто. Ведь что-либо оскверняется, когда смешивается с более низкой природой, хотя и не скверной по своему происхождению, поскольку даже золото оскверняется чистым серебром, если смешивается [с ним]. Так и наша душа оскверняется влечением к земному, хотя сама земля по своему происхождению и порядку – чиста.

О нагорной проповеди Господа.

Блаж. Иероним Стридонский

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 19-20 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут

Изгнавши болезнь тщеславия, Господь далее говорит о нестяжании, ибо люди заботятся о приобретении многих имуществ по причине своего тщеславия, Он показывает бесполезность земного сокровища, потому что червь и тля истребляют пищу и одежды, а воры похищают золото и серебро. Затем, чтобы кто-либо не сказал: «не все же крадут», Он указывает, что хотя бы ничего подобного не было, но разве то самое, что ты пригвожден заботой о богатстве, не есть великое зло? Поэтому Господь и говорит:

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст. 19-20 Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут: скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкапывают, ни крадут

Червь и тля обозначают зародившуюся в душе мысль, которая поедает тайно все душевные блага; а подкапывающие воры – это приходящие извне похвалы, которые подкапывают легкомысленные планы и крадут скрытые сокровища добродетели. Изгнав болезнь тщеславия, благовременно поставляет закон о нестяжательности, так как ничто так не производит любви к богатству, как тщеславие. Отсюда люди выдумали и толпы рабов, и множество евнухов, и отягченных золотом лошадей, и серебряные столы, и всякий другой блеск не по необходимости, а напоказ. Так как нелегко могли запечатлеться совместные наставления о презрении богатства, то весьма мудро Он разделил на части речь об этом. И прежде всего сказал: блажени милостивии (Мф. 5, 7) ; потом: буди увещаваяся с соперником твоим (Мф. 5, 25) ; далее: и хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу (Мф. 5. 40) ; наконец приводит то, что больше всего этого. В тех случаях упомянул о сострадании к нищим, о сопернике, о желающем судиться с тобою, а в этом, не поставив ничего такого, узаконил презрение богатства само по себе, показывая, что не столько ради них, сколько само по себе Он заповедал это, чтобы ты даже в том случае, когда никто из них не заедает тебя, презирал богатство и разделял его нищим. А чтобы легче убедить в этом, показывает вред от собирания сокровищ на земле и пользу от собирания их на небе. Червь – моль означает червя, зарождающегося, по большей части, в одеждах. Тля (βρωσις) означает гниение, ржавчину и всякую такую порчу. Что же? И золото червь уничтожит? Если не червь, то воры. Как? Неужели все сокровища похищаются? Если не все, то весьма многие; неизвестно, какие останутся непохищенными. Но те, которые раздаются нищим, каким образом сохранятся? На небе. Как? Так, что там сохраняются награды и воздаяния, оказанные им: будучи собраны и сложены, они охраняются там безопасно. Затем приводит и другое соображение, убеждая им еще более.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут

Сокровищ на земле

Богатство или сокровища у иудеев, как и у всех, состояли в одеждах разных родов более или менее богатых, в вещах золотых и серебряных и прочее. Эти предметы могут быть испорчены молью и ржавчиной или украдены ворами. Конечно, здесь разумеются все способы истребления, каким подвергаются предметы роскоши или богатства, и следовательно, под сокровищами разумеются всякие сокровища. Общая мысль та, что не нужно заботиться чрезмерно об умножении сокровищ земных, потому что все они непрочны: ныне они есть, а завтра так или иначе могут быть истреблены и обладатель может лишиться их.

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут

В этом стихе Спаситель сразу же переходит к речи о таком предмете, который не имеет, по-видимому, никакой связи с предыдущими Его наставлениями. Цан объясняет эту связь так: “Иисус, говоривший Своим ученикам в слух иудейской толпы, проповедует здесь не вообще против языческого и мирского образа мышления (ср. Лк. 12:13-31), а показывает несовместимость такового с благочестием, о котором ученики должны и будут заботиться. Именно здесь и находится связь с предыдущими частями речи. Фарисеи считались до того времени в народе преимущественно людьми благочестивыми; но с благочестивой ревностью, которой для них ни разу не отрицал Иисус Христос, связывались у многих фарисеев и раввинов мирские интересы. Рядом с гордостью (6: 2, 16, 23:5-8; Лк. 14: 1, 7-11; Ин. 5:44; 7:18; 12:43) указывается преимущественно на их любовь к деньгам. Таким образом и рассматриваемый отдел служит к объяснению 5:20 ”.

Можно принять, что такое мнение вполне точно раскрывает, в чем заключается связь, если только действительно она существует, между этими разными отделами. Но связь можно выразить и яснее. Мы думаем, что вся нагорная проповедь представляет из себя ряд очевидных истин , и что отыскать между ними связь иногда чрезвычайно трудно, подобно тому, как трудно отыскать ее в словаре между словами, напечатанными на одной и той же странице. Нельзя не видеть, что мнение Цана о таковой связи отличается некоторою искусственностью, и во всяком случае такую связь едва ли могли усматривать ученики, которым говорил Иисус Христос, и народ. На основании этих соображений мы имеем полное право считать ст. 19 началом нового отдела, где говорится о совершенно новых предметах и притом без ближайшего отношения к фарисеем или язычникам. Христос в нагорной проповеди не столько обличает, сколько научает. Он пользуется обличениями не ради них самих, а опять – для той же цели – научить. Если и можно предполагать связь между разными отделами нагорной проповеди, то она заключается, по-видимому, в разнообразии указаний на извращенные понятия о праведности, какие свойственны естественному человеку. Нить нагорной проповеди – описание этих извращенных понятий и затем разъяснение, каковы должны быть истинные, правильные понятия. К числу извращенных понятий грешного и естественного человека, относятся и его понятия и взгляды на мирские блага. И здесь Спаситель опять предоставляет людям сообразоваться с данным Им учением, оно является только светом, при котором возможна нравственная работа, имеющая целью нравственное усовершенствование человека, но не самою этою работой.

Правильный и общий взгляд на земные сокровища заключается в следующем: “не собирайте себе сокровищ на земле”. Нет надобности рассуждать, как это делает Цан, о том, разумеются ли здесь только “большие накопления”, “собирание больших капиталов”, наслаждение ими скупца, или также и собирание незначительных капиталов, заботы о насущном хлебе. Спаситель, по-видимому, не говорит ни о том, ни о другом. Он высказывает только правильный взгляд на земные богатства и говорит, что самые свойства их, сами по себе, должны препятствовать тому, чтобы люди относились к ним с особенной любовью, приобретение их ставили целью своей жизни. Свойства земных богатств, указанные Христом, должны напоминать людям о нестяжательности, и последняя должна определять отношение человека к богатству и вообще к земным благам. С этой точки зрения богатый человек может быть так же нестяжателен, как и бедный. Всякие, даже “большие накопления” и “собирание больших капиталов” могут быть правильны и законны с нравственной точки зрения, если только в эти действия человека вносится дух нестяжательности, указанный Христом. Христос не требует от человека аскетизма.

Не собирайте себе сокровищ на земле (μήθησαυίζετε θησαυρούς) – лучше, по-видимому, перевести так: не цените сокровищ на земле, причем “на земле” будет, конечно, относиться не к сокровищам, а к “не цените” (“не собирайте”). Т.е. не собирайте на земле. Если бы “на земле” относилось к “сокровищам”, т.е. если бы здесь разумелись “земные” сокровища, то, во-первых, стояло бы, вероятно, θησαυροὺς ἐπι­̀ τῆς γῆς, так же было бы в следующем стихе или, может быть, τοὺς θθησαυροὺς ἐπι­̀ τῆς γῆς. Но указание Цана, что если бы “на земле” относилось к сокровищам, то следовало бы ожидать οὕς; вместо поставленного здесь ὅπου, едва ли может быть принято, потому что οὕς могло бы стоять и в том, и другом случае. Почему мы не должны собирать себе сокровищ на земле? Потому что (ὅπου ηαβετ ᾳιμ αετιολογιαε) там моль и ржа истребляют и воры подкапывают и крадут. Моль (σής) – сходно с евр. сас (Ис. 51:8 – только один раз в Библии) и имеет одинаковое значение, – следует принимать вообще за какое-нибудь вредное насекомое, которое вредит имуществу. Также и слово “ржа,” т.е. “ржавчина” – под этим последним словом нужно разуметь тление всякого рода, потому что Спаситель не хотел, конечно, сказать того, что не следует сохранять только тех предметов, которые подвержены порче со стороны моли или ржавчины (хотя буквальный смысл этих слов и таков), а выразился только в общем смысле; в том же смысле сказаны и последующие слова, потому что причиною убытков бывает не одно только подкапывание и кражи в буквальном смысле. Параллельное место у Иак. 5:2, 3 . У раввинов для обозначения ржавчины было ходячее слово халюда (Толюк).

Троицкие листки

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут

Тщеславие есть мать любостяжания. Чтобы выказать себя пред другими, люди заботятся, как бы побольше собрать богатства; вот почему Спаситель, после того как исцелил болезнь тщеславия, говорит о нелюбостяжании: Не собирайте , не копите себе никаких сокровищ на земле : ни злата, ни серебра, ни роскошных одежд, ни дорогих камней; все эти богатства непрочны, обманчивы: где , т.е. здесь, на земле, моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут . Сегодня ты владеешь своими сокровищами, а завтра можешь лишиться их. «Подивись, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – неизреченной мудрости Христовой: не сказал, что другим их после себя оставишь, что нередко бывает приятно людям, но, к их ужасу, показывает, что они и этого не в силах сделать; хотя бы люди и не повредили их богатству, но всегда будут вредить ему моль и ржа. Неужели золото истребляется молью? Если моль не истребляет его, то – воры крадут. Ужели всех грабят? Если не всех, то, по крайней мере, многих». Итак, не прилагай сердца твоего к богатству тленному даже и тогда, когда оно само течет в руки твои. Не считай его своим; ведь оно и в самом деле не твое, а Божие; будь же только верным приставником в дому Божием. Слышишь, что говорит Небесный Домовладыка?

Троицкие листки. №801-1050.