Меню

"Маленькое дело лучше большого безделья": смысл пословицы. "Маленькое дело лучше большого безделья": значение пословицы

Советы

Пословицы и поговорки про труд. Пословицы и поговорки про мастерство.

Пословицы и поговорки о ценности и значимости труда, а том, что без дела, труда нет жизни. Пословицы и поговорки для дошкольников. Пословицы и поговорки для школьников

Пословицы и поговорки русского народа про труд, про мастерство

Без дела жить — только небо коптить.

Без охоты нет работы.

Без труда и отдых не сладок.

Глаза страшатся, а руки делают.

Делу — время, потехе — час.

Пошло дело, как по маслу.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

На чужой каравай рта не разевай,

А пораньше вставай да свой добывай.

Хорошее начало — половина дела.

Каков мастер, такова и работа.

Кончил дело — гуляй смело.

Скучен день до вечера, Коли делать нечего.

Велик телом, да мал делом.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Не говори, что делал, А говори, что успел.

Труд человека кормит, а лень портит.

Назвался груздем — полезай в кузов.

Лиха беда начало.

Первый блин всегда комом.

И Москва не вдруг строилась.

Кто ест скоро, тот и работает споро.

Терпенье и труд все перетрут.

Всякая птица своим носом сыта.

Собирай по ягодке, наберешь кузовок.

Что посеешь, то и пожнешь.

Не боги горшки обжигают.

Куй железо, пока горячо.

Доброе дело само себя хвалит.

После дела за советом не ходят.

Цыплят по осени считают.

Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

Умел начать, умей и окончить.

Конец — делу венец.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Пословицы и поговорки народов мира про труд, про мастерство

Слаще всех плодов плод труда. (Армян.)

Бесполезно наносить узор на воду. (Тадж.)

Кто много начинает, тот мало кончает. (Немец.)

В свете нет дел без труда. (Армян.)

Хоть ручки черны, да работа бела. (Белорус.)

Кто набирает много дел, ни одного не выполнит. (Болг.)

Невыполнимой работы не бывает. (Азерб.)

Со временем и терпением из стебля конопли получается рубашка. (Немец.)

Кто прорыл арык, знает, где источник. (Азерб.)

Мастерство совершенствуется трудолюбием, А утрачивается праздностью. (Кит.)

Трудолюбию учатся три года,

Лени — три дня. (Кит.)

Торопись — и у сегодняшнего дня будет вечер. (Литое.)

Плохой танцор всегда говорит, что земля неровная. (Вьетн.)

Не иметь работы — тоже тяжкий труд. (Азерб.)

Источник жизни — в труде,

А успеха — в сноровке. (Монг.)

Торопливость делу не помогает. (Япон.)

У трудолюбивого амбары полны,

У лентяя посуда пуста. (Бурят.)

Один день заменяет три тому,

Кто умеет все сделать вовремя. (Кит.)

Лучше день подумать,

Чем целую неделю впустую трудиться. (Финск.)

Помахаешь косой — будет сладок покой. (Болг.)

Опыт — самый лучший наставник. (Латин.)

Свое дело легче ваты,

А чужое дело тяжелее камня. (Узбек.)

Сам пилит криво, а винит пилу. (Вьетн.)

Плохому танцору и сапоги мешают. (Белорус.)

Маленькое дело лучше большого безделья

Классный час

Тема. "Маленькое дело лучше большого безделья".

Цель. Воспитание трудолюбия, желания приносить людям радость и счастье своим трудом.

Оборудование. Костюмы для инсценировок; магнитофон; аудиозапись с песнями о спорте; разрезные карточки с изображением растений; описания комнатных растений; листы бумаги; фломастеры; памятка "Правила коллективной работы".

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии. Как вы понимаете смысл этого слова?

Дети. Трудолюбие – это любовь к труду.

У. О ком говорят, что он трудолюбивый человек?

Д. О человеке, который любит и умеет трудиться.

III. Вступительная беседа

У. Как вы думаете, в нашем классе есть трудолюбивые ребята?

Д. Да.

У. А как вы об этом узнали?

Д. По тем действиям, которые они совершают.

У. Вспомним, какие добрые, хорошие дела сумели вы сделать за истекший год. Есть хорошая пословица: "Маленькое дело лучше большого безделья". Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Выслушиваются ответы детей.

– Конечно, даже маленькое дело требует трудолюбия, выдумки, интереса к своей работе, творческого отношения.

В нашем классе распространен опыт коллективных поручений – ЧТД – чередование традиционных (творческих) дел. Поручения даются группам ребят на определенный срок (1 – 2 недели).

Какие же поручения и конкретные обязанности чередуются у нас сегодня?

На доске:

– Давайте сейчас попробуем показать нашим гостям результаты своего дела. Создадим все вместе живую картину, добрую, веселую, которая бы порадовала нас и напомнила о совместном труде.

IV. Работа по теме

У. Первой выступит группа "Умники и умницы" – хозяева класса. Наводить чистоту на лестницах и в коридорах школы нашим хозяевам еще рановато, но сохранять чистоту, поддерживать порядок в собственном классе, они, безусловно, могут.

Выходят "хозяева класса".

Ученик 1. Я дежурю по классу, слежу за чистотой парт.

Ученик 2. Я слежу за чистотой подоконников.

Ученик 3. Я слежу за чистотой мебели.

Ученик 4. Я слежу за чистотой доски и пола.

Все (хором ). А все вместе мы раздаем проверенные тетради.

Ученик 1. Ребята! Давайте наведем в классе полный порядок!

Разыгрывается сценка.

Озираясь, крадутся Мусор и Беспорядок.
У Мусора одежда из каких-то лоскутков, приклеенных бумажек, погоны из кусков палок, на груди висят "награды" – огрызок яблока, обломок карандаша и т.п. Беспорядок с всклокоченными волосами, грязный, с одной порванной штаниной, в вылезшей из брюк рубашке, с неправильно застегнутыми пуговицами.

Мусор. Привет, ученики! Как поживаете? Да, я вижу, вы следите за чистотой! Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Я так ненавижу чистоту! Вы бы насорили. Это нетрудно. Ах да, я забыл представиться. Меня зовут его величество разбойник Мусор XI!

Дети. Что-то не слыхали о таком.

Мусор (гордо ). Мой папочка Мусор X был могущественным правителем Грязьландии. Пока его не свергли... А это мой подающий надежды сынок – Беспорядок.

Беспорядок. Бросай работу!

Мусор. Вступайте в "Общество грязнуль"!

Ученик 2. А как в него вступить, что для этого нужно сделать?

Мусор. Купайтесь в мусоре. Бросайте бумагу под ноги, оставляйте огрызки яблок, куски бутербродов под партами, никогда не мойте руки, а тем более перед едой, никогда не убирайте свой, а тем более чужой мусор, разводите пыль, паутину.

Беспорядок. Да здравствуют болезнетворные микробы!

Мусор. Замусорим весь класс! Да здравствуют грязнули и неряхи!

Беспорядок. Бросай работу! Гулять!

Ученик 3. Нет, ребята, за работу! Долой "Общество грязнуль" и разбойника Мусора! Долой Беспорядок! А вот и наша подруга Чистота.

Чистота. Я рада встрече с вами. Будем же друзьями! Запомните, что для поддержания чистоты требуется большой и упорный труд. Каждый мальчик, каждая девочка должны ценить и уважать этот благородный труд, который идет на пользу всем взрослым и детям. Нельзя самим сорить, надо требовать, чтобы и другие дети этого не делали. Надо помогать в уборке класса и в поддержании чистоты во всей школе. Когда в классе и школе чисто прибрано, на душе весело. И тогда хочется играть в умные игры.

У. Давайте поиграем в игру "Подскажи словечко". Я буду говорить начало фразы, а вы – ее конец.

    Очищайте обувь от грязи, снега при входе в... (помещение ).

    Не сорите на... (пол ), на... (парте ).

    Держите в порядке все... (вещи ).

    Стирайте мел с доски влажной... (тряпкой ).

    Пол подметайте влажным... (веником ).

    Почаще проветривайте... (помещение ).

Чистота. Молодцы!

У. Следующей выступает группа "Веселые ребята". Слушаем дружину порядка.
Ребята этой группы следят за тем, как ученики нашего класса выполняют правила поведения в школе, соблюдают правила вежливости и культуры речи.
Хочу проверить, как вы знаете правила поведения в школе.
Предлагаю вам игру "И я". Если я назову правильный поступок, скажите: "И я". Если нет – молчите. Готовы?

    Я в школу прихожу аккуратно одетой.

    Я редко беру в руки расческу.

    Я все школьные вещи содержу в порядке.

    Я в школу прихожу вовремя.

    Я, войдя в школу, толкаюсь, спешу опередить всех.

    Я всегда здороваюсь, когда вхожу в класс.

    Я никогда не здороваюсь со взрослыми в школе.

    Я всегда здороваюсь со взрослыми при встрече.

    Я всегда благодарю за помощь.

    Я всегда поднимаю упавшую вещь.

    Я всегда отнимаю игрушку у товарища.

    Я всегда перебиваю говорящего.

    Я всегда навожу порядок на столе.

– Я вижу, что вы знаете правила поведения в школе и научились их хорошо выполнять. Давайте вспомним правила поведения на уроке. О них вам расскажут ребята из группы "Веселые ребята".

Ученик 1. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения учителя.

Ученик 2. Если в класс входит взрослый, все дружно встают, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения учителя.

Ученик 3. Во время урока сидеть полагается прямо. Руки лежат на парте. Если оглядываться, смотреть по сторонам и разговаривать на уроке, то не услышишь что-то важное и интересное.

Ученик 4. Если учитель задает вопрос классу, а ты хочешь ответить, подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.

У. Перемену нужна всем: и детям, и учителю. Что такое перемена? Для чего она нужна? Чем может заниматься ученик во время перемены?

Выслушиваются ответы детей.

– Давайте послушаем стихотворение Бориса Заходера "Перемена". О чем оно?

Ученик 1.

Перемена, перемена –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?

Ученик 2.

Если он, то, несомненно,
С ним – большая перемена.
Не угонишься за Вовой!
Но, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому – то сдачи,
Попросил списать задачи, –
Словом, сделал все, что мог!

Ученик 3.

Ну а тут – опять звонок...
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
– Ничего, – вздыхает Вова, –
На уроке отдохнем!

У. А вот что может случиться с человеком, попавшим на перемену в школе.

Ученик читает стихотворение Юрия Макарова "Карабас и третий класс".

В жизни всякое случается
Подчас,
Мне навстречу ковыляет
Карабас.
И хромает, и рыдает
Барабас –
Не узнать его ни в профиль,
Ни анфас.
– Где вы были,
Карабас Барабас?
Почему у Вас подбит
Правый глаз?
Бороды как не бывало
У Вас,
Что случилось,
Карабас Барабас?
Чешет сбитое колено Карабас:
– Я попал на перемену
В третий класс!

У. Кто себя узнал, прослушав эти стихотворения? На кого из наших ребят похож Вова?
Ребята, давайте не называть имен этих детей вслух. Я думаю, мы постараемся, чтобы такого больше в нашем классе не было.
А теперь слово группе "Лучики". Они санитары.
Санитары следят за внешним видом ребят, проверяют сменную обувь, чистоту рук перед едой, смотрят за порядком в столовой, за уборкой посуды после завтрака, заботятся о том, чтобы школьные принадлежности имели опрятный вид.

Ученик 1. Жил-был 1-й "Б" класс и были у него друзья – Чистота и Порядок. Все дети приходили в школу опрятными, чисто вымытыми, в аккуратной форме.

Под легкую музыку начинается демонстрация одежды мальчиков.

Ученик 2. В нашем классе вошли в моду: у мальчиков отутюженные брючки, накрахмаленные белые рубашки; у девочек аккуратные пиджаки, сверкающие белизной блузки, начищенная до зеркального блеска обувь – и у мальчиков, и у девочек.

Ученик 3. Какой наряд будет красив без аккуратной и продуманной прически? Смотрите, какое разнообразие причесок у наших девочек: волосы заплетены в две, три, даже четыре косички, уложены "корзинкой"! А каким украшением являются бантики!

Ученик 4. Я хочу выразить восхищение внешним видом ребят и обратить внимание на их походку, манеру держаться. Смотрите, как легко они двигаются, прямо держат спину, не сутулятся, у каждого – гордо поднятая голова, приветливое лицо. К красивой одежде очень подходит такая манера держаться.

Ученик 5. Учеников нашего класса медицинские работники называют здоровячками, потому что они занимаются физкультурой, соблюдают правила гигиены, правильно питаются, вовремя обращаются к врачам, делятся своими проблемами со взрослыми.

У. Сейчас мы узнаем, какими предметами пользуются наши дети, чтобы быть здоровыми. Для этого надо отгадать загадки.

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.

Д. Мыло.

У. Зубов много, а ничего не ест.

Д. Расческа.

У. Я не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам всегда я
На зубы попадаю.

Д. Зубной порошок.

У. Говорит дорожка –
Два витых конца:
"Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица.
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня".

Д. Полотенце.

У. Хвостик из кости,
А на спинке – щетинка.
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
Одежда станет чище.

Д. Щетка одежная.

У. Хохотун Егорка взялся за уборку.
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся – чистый пол.

Д. Веник.

У. Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без...

Д. Воды.

У. Зубную щетку знали еще до нашей эры. Долгое время она была только у богатых людей. Вместо зубного порошка пользовались золой сожженных оленьих рогов. Простые люди протирали зубы мелом и настоем мяты. У разных народов были разные щетки. Французские изобретатели придумали зубную щетку с музыкой. Это для того, чтобы детям было приятно чистить зубы. А румынские специалисты создали совсем необыкновенную щетку. В ней нет обычной щетины, а зубы чистятся тоненькими струйками воды, водяным душем.
Человек всегда должен быть опрятным, аккуратным. Вода есть везде, следовательно, неопрятность непростительна. Будьте опрятны, это нужно как для вашего здоровья, так и для тех людей, рядом с которыми вы находитесь.

Звучит песня о спорте.

У. А сейчас приглашаются "Румяные щечки" – физкультурники. О своих делах они расскажут сами.

Все ребята (хором ). Мы проводим:

Ученик 1. Гимнастику до занятий.

Ученик 2. Физкультминутки в классе на уроках.

Ученик 3. Настольные игры, спортивные соревнования.

Ученик 4. Подвижные игры на переменках.

Все ребята (хором ). Желание у нас одно:
Хотим стать настоящими спортсменами!

Разыгрывается сценка.

Выходит Будильник.

Будильник. Внимание! Внимание! К утренней зарядке приготовиться!
Пять раз – попрыгать;
Три раза – наклониться. (Будильник чихает, кашляет .)
Что такое? Простудился!

Д. Что будем делать? Надо вызывать врача – доктора Айболита.

Звонят по телефону.
Появляется Айболит. Он подходит к Будильнику, который чихает, кашляет.

У. Смотрите, как кашляет Будильник. Он так может всех заразить. Доктор, что надо делать?

Айболит. Закрываться носовым платком.

У. А что надо делать, чтобы не болеть?

Айболит. Делать зарядку, закаляться, любить воду и чистоту, есть полезную пищу, ежедневно употреблять витамины.

Физкультурники под музыку проводят физкультминутку.

Айболит. А со спортом вы дружите?

Дети (хором ). Да!

Выступают дети, занимающиеся гимнастикой.
Ученик читает стихотворение Юрия Макарова "Кто кого?"

Похвалялся как-то Федька:
– Я любого сокрушу!
Потому, что Федька Редькин
Занимается УШУ.
Вдруг как рыкнет пес Полкан –
Острозубый великан:
– Если с Редькиным сражусь я,
Всех на свете рассмешу.
Потому что я давненько
Занимаюсь у-ку-шу.

Ученик читает стихотворение Анатолия Костецкого "Перильные состязания".

Звонок...
Переменка...
Вниманье!
Вниманье!
Сегодня соревнованье!
Борьба не для робких,
Борьба не для хилых.
Вид спорта –
Новейший:
Бобслей
на перилах.
Кто съедет,
ни разу не спрыгнувши
вниз,
тому – чемпионское званье
и ПРИЗ!
Вот к старту выходит
вихрастенький Гена,
"трибуны"
приветствуют шумно спортсмена.
А он
на перила
взбирается первым –
и мчит!
Да так лихо,
что холодно нервам.
Весь класс его замер.
Пролет...
Разворот...
Ура! Ай да Генка!
Уж финиш вот-вот!

У. Ребята, как вы думаете, опасны такие соревнования? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

Айболит. Ребята, назовите игры, в которые можно поиграть на переменах.

Д. Шахматы, шашки.
– Игрушечные машинки.
– Настольные игры.
– "Ручеек".

Айболит. Молодцы! Правильно!

Айболит прощается и уходит.

У. Ребята нашего класса особенно радуются собственному зеленому "садику".
Слово переходит к группе "Звездочки". Они цветоводы.

Ученик 1. Комнатные растения украшают жилые и служебные помещения. Особенно они радуют нас своей зеленью, а иногда и яркими цветами зимой, когда в природе все покрыто снегом.

Ученик 2. Творения мудрой и щедрой природы учат нас понимать и беречь прекрасное. Чудесные, полные жизни, наши зеленые друзья вносят уют и незаменимое тепло в класс, где мы учимся.

Ученик 3. По мнению врачей, ничто не действует так благотворно и целительно на состояние и настроение людей, как комнатные растения. Зеленый цвет листьев очень благотворно влияет на зрение, снимает переутомление.

Ученик 4. Многие растения оздоравливают воздух и даже убивают вредных микробов, создают в помещениях целебный микроклимат.

Дети (хором ). Комнатные растения – наши друзья! И за это мы должны быть им только благодарны.

У. Цветоводы предлагают следующие задания:

1. Составить картинку, назвать растение и рассказать, что вы о нем знаете.

Каждой группе учеников раздается разрезанная картинка с изображением растения.

2. Узнать по описанию комнатные растения.

Каждой группе учеников раздается карточка с описанием комнатного растения.

3. С закрытыми глазами нарисовать цветок.

Каждой группе учеников раздаются чистый лист бумаги и фломастер.

Дети выполняют задания. Итог обсуждается.

V. Итог работы

У. Комфортно ли работать вам в группах? Есть ли затруднения в общении?

Выслушиваются ответы детей.

– Ребята, в труде, как и в игре, очень важно, чтобы вы умели работать дружно, сообща.

Существуют "Правила коллективной работы". Давайте с ними познакомимся.

Ученики читают памятку "Правила коллективной работы".

1. Договоритесь с товарищами об общем плане работы и ее результатах. Выслушайте предложения всех ребят и выберите то, что интересно и важно для всех.
2. Распределите работу между собой по-справедливости. Это значит поровну разделите интересное и не очень интересное, легкое и трудное, приятное и не очень приятное.
3. Каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше, при этом все время имеет в виду не только свою часть работы, но и общую.
4. По ходу работы спрашивайте, как идет работа у других.
5. Помогите тому, у кого не ладится работа.
6. Учитесь у других тому, чего не умеете, охотно принимайте советы ребят, их помощь и поддержку, если она необходима.

– Как вы понимаете смысл пословиц, написанных на доске?

На доске:

Выслушиваются ответы детей.

– Что сегодня вы узнали нового? Что захотелось изменить в своей жизни?

Дети отвечают.

В русском народном творчестве есть немало пословиц, которые не потеряли своей актуальности до наших времен. Мудрость народа помогает человеку определить, что для него хорошо, а что - приносит только вред. Одним из самых тяжелых пороков на Руси считалась леность, или попросту безделье. Эту проблему освещают немало пословиц и других элементов фольклора.

Актуальность пословицы

«Маленькое дело лучше большого безделья» - вот одна из самых главных идей, которую доносит до нас народная мудрость через глубину веков. Почему же леность считалась таким серьезным недостатком? Ответ прост: чтобы выжить, человеку всегда нужно было упорно трудиться. Без этого невозможно было вовремя выполнить все сельскохозяйственные работы весной или собрать хороший урожай осенью. Всем приходилось несладко, и потому нахлебники были никому не нужны.

Трудиться должны даже самые маленькие

Даже дети обязаны были трудиться, уже начиная с возраста 6 лет. Ведь даже самый небольшой труд был полезен в доме. Для начала детям нужно было собирать ягоды, позднее - пасти скот. В семье ни один человек не был бесполезным. В настоящее время возраст, когда подростки начинают работать, приходится приблизительно на 16 лет. При этом далеко не каждый начинает трудовую деятельность в такие годы.

Можно ли жить без труда?

Но пословица «Маленькое дело лучше большого безделья» актуальна и в настоящее время. Человек при определенных условиях может существовать и без труда. Например, если он получил богатое наследство или же ему удалось добыть средства к существованию другим способом. Однако совершать хотя бы самые мизерные усилия - это лучше, чем бездельничать день-деньской. Даже из самых небольших шагов со временем сложится какой-нибудь результат. Кроме того, безделье может привести к самым пагубным последствиям, начиная от элементарного безденежья и заканчивая личностной деградацией и проблемами со здоровьем.

Постепенный прогресс

Почему же принцип «Маленькое дело лучше большого безделья» так актуален в настоящее время? Психологи утверждают: небольшие шаги к достижению цели - это тот маршрут, при помощи которого человек имеет возможность перенестись из одной точки в другую. Например, сегодня он не умел говорить по-французски, а через месяц уже знает базовую лексику. Вчера он был отъявленным бездельником и грязнулей, но, приложив некоторые усилия, стал демонстрировать успехи в работе над собой и через полгода полностью преобразил свою жизнь.

Губительный порок

Маленькое дело лучше большого безделья еще и потому, что, начиная работать, человек постепенно втягивается в этот процесс. Если он ничем не занят, то у него и не возникает желания сделать полезное дело. Лень может быть губительной еще и в том отношении, что она имеет свойство увеличиваться. Сначала человек ленится помыть за собой посуду, затем - вовремя проснуться. Если процесс не остановить, лентяй может до такой степени предаться безделью, что у него не останется ни копейки, чтобы себя прокормить.

Главное - начать

Когда же человек приступает к работе, через некоторое время у него появляется желание продолжать трудиться дальше. Этот факт известен всем - и сотрудникам различных предприятий, и спортсменам, и домохозяйкам.

Например, заставив себя выйти на пробежку, через некоторое время человек сам захочет сделать еще несколько дополнительных кругов. Такое желание нередко возникает даже в том случае, когда изначально не было никакой охоты одеваться, выходить из дому и заставлять тело двигаться. То же самое могут сказать и домохозяйки. Сделав небольшое дело - к примеру, вымыв пол - хозяйка может обнаружить в себе желание помыть еще и плиту, выстирать вещи, протереть пыль. Так небольшое дело начинает приносить ощутимую пользу. Нужно уметь вовремя улавливать момент, когда начинает одолевать желание побездельничать. Леность, как и большинство других пороков, гораздо проще зарубить на корню, чем потом бороться с ее устрашающими последствиями.

Проблема лености

Идея о том, что маленькое дело лучше большого безделья, будет полезна каждому, кто страдает от постоянной привычки откладывать дела на потом. Современный человек склонен давать себе поблажки и отсрочки, не оценивая тех последствий, которые может вызвать такое небольшое попущение. Пагубная привычка откладывать дела на потом свойственна тем людям, которые внутри так и не сумели окончательно повзрослеть. Многие интересуются, как же заставить себя делать эти небольшие шаги, чтобы избавиться от «большого безделья»? Существует мнение, что в действительности такой проблемы и нет.

Психологи подчеркивают, что люди, склонные постоянно лениться, попросту не имеют никаких обязательств - у них нет необходимости по-настоящему трудиться. Если бы вдруг в их жизни возникли непредвиденные обстоятельства, то под их влиянием каждый лентяй встал бы с дивана. Вероятно, именно поэтому принцип «Маленькое дело лучше большого безделья» был так актуален у наших предков. Ведь без трудолюбия выжить было невозможно - силы природы восторжествовали бы над человеком, он бы остался без еды и крова над головой.

Бесконечные отговорки

Нередко те, кто не хочет выполнять маленькие, но нужные дела, изобретают для себя и окружающих различные предлоги. Безделье может скрываться под красивыми фразами: «По утрам делают зарядку только ненормальные», «Я сейчас слишком занят для этого», «Да, вы, конечно же, правы, я начну это делать прямо с понедельника», «Начиная с Нового года у меня будет совершенно другая жизнь». При помощи любых отговорок человек стремится прикрыть то, что он не сделает никогда.

«Маленькое дело лучше большого безделья»: смысл

Итак, мы разобрались, что даже небольшой труд - это гораздо лучше, чем тотальная лень. Когда человек предается безделью полностью, он просто лежит на диване. Ему неохота даже думать о чем-либо. Лентяю может быть даже скучно, но у него нет желания каким-то образом себя развлечь. Все это приводит к самым плачевным последствиям. Но даже самый маленький шаг уже поможет бездельнику продвинуться в положительном направлении. Хотя бы встав с дивана и помыв посуду, он тем самым убережет себя от дальнейшего погружения в этот опасный порок. Смысл пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья» понятен каждому, кто сталкивался с проблемой нежелания трудиться.

Сочинение по русскому языку

Прививать любовь к труду нужно с детства. Главным образом, это задача родителей и учителей. Без трудолюбия человек не вырастет полноценным членом общества и сам будет чувствовать себя несчастным. Иногда школьники получают задание написать рассказ «Маленькое дело лучше большого безделья». Работа учащегося может быть выдуманной, а может содержать материалы из собственного опыта. Например, школьник может написать сочинение о том, как двоечник не хотел учиться.

Главный герой решил, что учеба ему не нужна и что лучше всего тратить свободное время на развлечения. Пока все его товарищи готовились к экзаменам, он проводил время на улице или за компьютерными играми. Лентяю говорили, чтобы он одумался, но это вызывало только смех. Ведь у него богатые родители, и работать ему не придется ни одного дня. Так прошло несколько лет. Школьники стали выпускниками, каждый нашел свой жизненный путь. А родители главного героя разорились. Оставшись без профессии, лентяй узнал, что такое настоящая бедность. С той поры он научился трудиться.

Истина, которую должен понимать каждый

Не существует ни одного человека, который не был бы знаком с ленью. Склонность к безделью - это порок, которому может быть подвержен каждый. Не только дети и подростки могут лениться. Эта проблема нередко возникает и у вполне взрослых людей. Они могут иметь хорошее образование и связи, но при этом никакие их жизненные планы не находят своего воплощения. Причина заключается в том, что они постоянно предаются безделью, их одолевает полнейшее нежелание что-либо делать для достижения своей цели.

Каждому из нас гораздо приятнее бить баклуши, чем напрягать себя, занимаясь чем-либо действительно полезным. Когда одолевает нежелание трудиться, стоит вспомнить о значении пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья». Ведь неспроста народ обозначил идею о том, что небольшой шаг ценится выше, чем тотальная лень. Чем дольше бездельничать, тем выше шансы окончательно погрязнуть в болоте ничегонеделания. «Маленькое дело лучше большого безделья» - значение этих слов должен сейчас понимать каждый серьезный человек. Конечно, современные люди привыкли к удобствам цивилизации - телевизору, бытовой технике, компьютерам. Но вместо бесплодного времяпрепровождения за играми или просмотром сериалов можно заняться массой полезных вещей.

На этой страничке у нас собраны поговорки и пословицы о труде. Многие из них мне знакомы с детства. Меня воспитывала бабушка. И она с детства приучала меня к труду. Делала она это так легко и непринуждённо, что у меня это не вызывало никаких отрицательных эмоций.

Она приучала меня к трудолюбию не длинными нотациями и наставлениями, которые так не любит ребёнок, а с помощью метких словечек и выражений, после которых мне стыдно было «бить баклуши», как выражалась бабушка. 🙂

Это гораздо позже я узнала, что она пословицами и поговорками оперировала. А тогда они были просто «в тему».

Вот сегодня мы и публикуем для вас пословицы и поговорки раскрывающие значение труда для человека.

Пословицы о труде

Не учи безделью, а учи рукоделью.

Уменье и труд – всё перетрут!

Пашню пашут – руками не машут.

Летом – дрова, зимой – трава.

Доброе начало полдела откачало.

Чтоб в почёте быть – надо труд свой любить.

Много спать – дела не знать.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Есть терпенье – будет и уменье.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не натопишь – не погреешься.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.

Работай до поту – так и поешь в охоту.

Легко добыто – легко и прожито.

Труд – дело чести. Будь в труде на первом месте.

Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.

Работай боле – тебя и помнить будут доле.

Кто пахать не ленится – у того и хлеб родится.

Дерево дорого плодами, а человек – делами.

На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай, да свой добывай.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Ученье – путь к уменью.

Посеяно – с лукошко, так и выросло немножко.

О добре трудиться – есть чем похвалиться.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Осталось дело до завтра – считай, что застряло.

Ягнёнка хвалят весной, а курицу – осенью.

Послал бог работу, да отнял чёрт охоту.

Пока ленивый разомнётся, усердный – с работы вернётся.

От беспорядка всякое дело – шатко.

Горько добудешь, да сладко съешь.

Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.

Поговорки о труде

Дело мастера боится.

Уменье скалу разрушает.

Лень без соли щи хлебает.

Неумелой швее и иголка с ниткой мешают.

Желанная работа светлее солнца.

Кто сделал замок, тот сделает и ключ.

Без отдыха и конь не скачет.

Бессмысленно выпускать стрелу без цели.

Жнёт, не сеяв, молотит по чужим токам.

Берётся за дело, ровно нетесаный.

Летний день год кормит.

Сперва ты меня повози, а потом я на тебе поезжу.

Из кожи вон лезет.

На ловца и зверь бежит.

Не по зубам мне эти орешки.

Всякая птица своим клювом сыта.

Сонливая кошка мышей не ловит.

Словами туда-сюда, а делом – никуда.

Всякому делу – своё время.

Языком кружева плетёт.

С разговоров сыт не будешь.

Песней поле не вспашешь.

Рот – нараспашку, язык – на плечо.

За делами дня не видно.

Поля словами не засевают.

Волка ноги кормят.

Заря золотом осыпает.

Дело мастера боится.

Труд человека кормит.

Не печь кормит, а поле.

Цыплят по осени считают.

Не боги горшки обжигают.

Муравей не велик, а горы копает.

Вот какие замечательные пословицы и поговорки о труде придумал народ на протяжении нескольких веков! Когда я их читаю, то поражаюсь – сколько мудрости в этих простых и коротких выражениях. Я часто пользовалась этими, поистине уникальными, высказываниями в общении со своими детьми, а теперь – с внуком, и поняла, что смысл большинства пословиц и поговорок вполне доходит до сознания детей. Они легко воспринимают ту мораль, которую несут в себе эти «крылатые выражения» и частенько употребляют их в своей речи. Поговорки и пословицы о труде сделали своё дело – мои дети выросли трудолюбивыми людьми.

Облагораживает человека. Виссарион Белинский Труд проклятие пьющего класса. Оскар Уайльд Я встречал очень мало людей, превозносивших тяжелый труд. И, странное дело, все они были те самые люди, на которых я работал всю жизнь. Билл Голд Обезьяна… …

Охота пуще неволи. Охоту тешить не беда платить. Эта вещь на охотника, стоит сто рублей. Этой вещи на охотника, и цены нет. Без охоты и человек болван (не знающий забавы). Заяц трус, и тот охотиться любит (на капустку). Ровно (наш) Тарас на… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Пословицы и поговорки Россия Возраст(Посл.) * Гостеприимство(Посл.) * Дружба (Посл.) * Еда(Посл.) * Закон(Посл.) * Зло(Посл.) * Лень(Посл.) * Любовь(Посл.) * Ошибка(Посл.) * Природа(Посл.) * Работа(Посл.) * Речь(Посл.) * Родина(Посл.) *… … Сводная энциклопедия афоризмов

Желание старательно и добросовестно работать всегда было одной из главных добродетелей человека Святой Руси, определяющей жизнеспособность русского народа. Как пишет В.И. Белов: «Все начинается с неудержимого и необъяснимого желания трудиться...… … Русская история

Писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… …

- (Mustelidae)* * Семейство куньи включает 23 современных рода и около 65 видов хищных, от мелких (в том числе самых мелких представителей отряда) до средних (до 45 кг). Куньи распространены по всей Евразии, Африке, Северной и Южной Америке … Жизнь животных

- — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Дневник мамы первоклассника , Маша Трауб. Пока эта книга готовилась к выходу, мой сын Вася стал второклассником. Вас все еще беспокоит счет в… электронная книга
  • Что лучше Для голоса и фортепиано , Садовский М., Якушенко И.. Музыкальная сказка для детей дошкольного и младшего школьного возраста написана композитором Игорем…