Меню

Тема «Дикие животные наших лесов». Старшая группа

Трубы

Программное содержание: Закрепить и уточнить знания детей о диких животных. Учить узнавать и называть их, выделять характерные особенности внешнего вида, особенности питания.
Развивать активную речь детей, память и сообразительность.
Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование:игрушка "Гном". книжка с загадками, картинки с изображением диких животных.

Предварительная работа: Прочитать и вспомнить с детьми рассказы и сказки, где героями являются дикие животные(«Колобок», «Лиса и волк». «Три медведя», «Айболит», «Заюшкина избушка», « Красная шапочка», «Теремок» и другие.)

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла в детский сад,то увидела, что около нашей группы сидит маленький человечек и плачет. Ребята, как вы думаете, кто это? (достаю куклу)
-Дети:гномик.
- Я спросила гномика, почему он плачет и знаете, что он мне сказал.
Дети: нет.
В.: Оказывается, вчера к нему в гости приходил Буратино и подарил ему книжку. Читал, читал гномик книжку, да никак понять не мог: про кого эта книга.Грустно стало ему, вот он и заплакал. И сегодня пришел он к нам в сад, чтобы мы помогли ему.
В.: А вы хотите помочь гномику?
Дети: Да
В.: А вот и книжка, в этой книге, ребята загадки. А про кого эти загадки, гномик не знает.
- Давайте, мы ребята попробуем отгадать их. Слушайте меня внимательно.

Сердитый недотрога
Живет в глухом лесу.
Иголок очень много, а ниток не одной.

Воспитатель.: Про кого эта загадка? (про ежа)
- А почему вы решили, что это ежик?(он маленький и у него есть иголки и т.д.)
- Правильно, ребята, значит первая загадка про ежа.

(Читаю другие загадки и задаю аналогичные загадки)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна
Просыпается от сна (медведь)

Комочек пуха.
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку. (заяц)

Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет.
В деревне кур крадет(лиса)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (волк)

Воспитатель: Вот видишь, гномик, все твои загадки ребята отгадали (гном шепчет на ухо)
- Ребята, гномик говорит, что он почти ничего не знает про этих животных, кто они такие и где они живут?
-Давайте дети, расскажем гномику, все, что мы о них знаем. Про кого мы сейчас отгадывали загадки?
Дети: Про животных.
_ А какие это животные?
Дети: дикие. (хором)
- А почему этих животных называют « дикие животные»
(ответы детей).
-Ребята, гномик, говорит, что у него тоже дома живут животные:кошка,собака, корова, и поросенок.
- скажите, ребята, а как называют этих животных?
(ответы детей)
- Назовите еще раз гномику всех животных, которых вы знаете.
(ответы детей)
-А как, вы думаете,ребята, дикие животные живут в лесу все вместе или каждый в своем домике?
Дети: каждый в своем домике.
А где же живет еж?
Дети: в норке.
-А норка у него большая или маленькая?
Д.: маленькая.
- А почему?
Д.:потому что он маленький.
- Правильно, ребята, а еще для того чтобы он прятаться от своих врагов. Ведь,в маленькую норку не сможет залезть крупное животное.
- А какие у ежика могут быть враги?
Д.: Лиса
-Правильно, лиса. Лиса любит охотиться на ежей. А где же сама живет лиса
Д.: в норе.
- А какое животное очень похоже на на лису?
Д.: Волк
-А чем он похож на лису? Где он живет?

Аналогичные вопросы задаю и про других животных.

_ Правильно, ребята, у каждого животного в лесу есть свой домик.У белки –дупло на дереве, у лисы, волка и ежа-нора, заяц живет и прячется под ветками и деревьев. А медведь не делает себе ни норы, ни дупла. Но как только наступает зима, медведь находит удобное место, строит себе берлогу и до самой весны ложится в спячку.
-А что же делают другие дикие животные? Как они спасаются от холодной зимы?
(ответы детей)
-А Чем же питаются дикие животные в лесу? Я буду показывать вам картинки с изображением животных,а вы будете называть кто это, а потом перечислять, что он ест.
(ответы детей)
-Правильно, ребята,все животные питаются по-разному. Вот, например, заяц очень любит грызть сочную травку, а зимой –кору деревьев и кустарников.Белка тоже любит грызть, но т.к. она живет на дереве, то грызет орешки, семена, шишки, любит корешки и даже грибы.
-Как ребята, можно еще назвать белку и зайца)
Дети: грызуны.
В.: А почему мы их так называем?
(ответы детей)
-А вот волк, лиса и еж не едят траву, они охотятся на мелких животных. Как мы их называем?
Д.:хищники
-А почему мы их так называем?
(ответы детей)
- А как вы думаете, кто такой медведь? Медведь –это тоже хищник, хотя он любит полакомиться и ягодами, корешками растений и медом диких пчел.
_ А еще живут животные, которых мы называем травоядные. Какие это животные?
Дети: Лось, кабан.
- А почему мы их называем травоядными животными
(ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, все ли дикие животные похожи друг на друга.
Дети: нет
-А чем они отличаются? А чем они похожи?
(сравнивают по два животных)

- А теперь, каждый из вас мысленно представит себя каким –либо животными мы с вами поиграем
Физкультминутка: Мы проверим осанку
И свели лопатки.
Мы походили на цыпочках,
А потом на лопатках.
Пойдем мягко как лисята,
И как мишка косолапый,
И как зайка-трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся
Ежик сладко потянулся.
(Дети садятся на свои места)
- Вот, видишь гномик, какие разные дикие животные живут в лесу.

-А давайте вместе с гномиком поиграем. Игра «Закончи предложение»
Хитрая, как ….(лиса)
Колючий, как …(еж)
Трусливый, как …(заяц)
Косолапый, как …(медведь)
Шустрая, как … (белка)
Злой, как …(волк)

-Ребята, а вы знаете ли сказки, стихи и рассказы про диких животных? В каких произведениях они встречаются?
(Дети перечисляют)
-Молодцы, ребята, давайте мы на память подарим книжку гномику.
(Гномик благодарит детей и уходит.)

Ольга Галкина
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные»

Тема : «Дикие животные » .

Программное содержание. Закрепить представление детей о диких животных , их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках.

Учить детей составлять описательные рассказы по графической схеме. Расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные » (животное , зверь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, хищное, травоядное; менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-) .

Развивать связную речь детей , речевой слух, зрительное восприятие и внимание; тонкую и общую моторику. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Индивидуальная работа : Добиваться полного ответа у Вани, Данилы; продолжать учить правильно держать карандаш Кирилла.

Оборудование :

Аудиокассета с голосами животных ; схема описания животного ; схема-модель жилищ животных ; рисунок «Звери у Айболита» ; контейнер с горохом и плоскостными фигурками животных ; карточки с изображением животных ; простые карандаши; корзинка с морковью, орехами и баночкой меда; елочки.

Предварительная работа : Просмотр слайдов с изображением диких животных наших лесов и их детенышей; беседа о жизни диких животных зимой . Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка» .

Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк» , рассказа Е. Чарушина «Лисята» . Заучивание загадок о диких животных . Ознакомление со схемой описания животного . Посещение совместно с родителями циркового представления и школы юннатов.

Ход занятия.

Дети входят в группу под тихую музыку .

Воспитатель : - Дети, какое время года наступило? (Зима) .

Правильно, зимушка-зима пришла в города и села, укутала белым одеялом поля и леса. Посмотрите, какой зимний лес вырос у нас в группе ! Я хочу предложить вам прогуляться по лесу. Дети, а вы знаете, кто живет в лесу? (Дети перечисляют названия животных ) .

Как одним словом можно их назвать? (Дикие ) .

Почему они так называются? (Потому что они сами заботятся о себе, сами добывают пищу) .

Как животные готовились к зиме ? (Белка насушила грибов, запаслась орехами. Медведь – сделал себе берлогу. Волк, заяц и лиса полиняли : поменяли летние шубки на зимние.)

(Включается аудиокассета с записью рычания медведя, вой волка) .

Ой, дети, что это за звуки? Это медведица и волчица зовут на помощь : их дети в лютые морозы простудились и заболели. Как вы думаете, кто может им помочь? (Доктор Айболит)

Конечно, это добрый доктор Айболит, но мы не можем попасть на волшебную поляну, поэтому я предлагаю вам сесть за столы и рассмотреть картину, которую я нарисовала, когда была в гостях у Айболита.

(Воспитатель вывешивает рисунок.)

Кто пришел к доктору лечиться? (Медведица с медвежонком, волчица с волчонком, лисица с лисенком, белка с бельчонком, зайчиха с зайчонком).

Очень боялись детеныши животных Айболита : ведь они еще маленькие и не знали, что доктор добрый. Поэтому, доктор Айболит называл их ласково, а как – придумайте сами и позовите ласково :

Зайчонка - (зайчоночек) .

Медвежонка - (медвежоночек) .

Бельчонка - (бельчоночек) .

Лисенка - (лисеночек) .

Волчонка -(волчоночек) .

Вот и вылечил всех больных зверей Айболит! И мамы повели своих детенышей домой.

(Вывешивается схематичное изображение жилищ диких животных )

Дети, посмотрите на схему : догадаетесь ли вы, какому зверю принадлежат эти жилища и как они называются?

Это нора. В ней живет лиса.

Это берлога. В ней живет медведь.

Это дупло. В нем живет белка.

Это куст. Под ним прячется заяц.

Молодцы, вы очень внимательные и наблюдательные.

Игра с мячом «Большие и маленькие» .

А теперь, дети, давайте поиграем. Встаньте в кружок, а я буду называть часть тела дикого животного и бросать вам мяч , вы будете ловить мяч и ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мне мяч.

В. - У лисы рыжая голова.

Р. – У лисенка рыженькая головка.

В. - У волка острые зубы.

Р. – У волчонка остренькие зубки.

В. – У зайца короткий хвост.

Р. – У зайчонка коротенький хвостик.

В. – У белки черные глаза.

Р. – У бельчонка черненькие глазки.

В. – У лося длинные ноги.

Р. – У лосенка длинненькие ножки.

В. – У медведя короткий хвост.

Р. – У медвежонка коротенький хвостик.

Отлично! А теперь я предлагаю вам превратиться в животных : Кирилл и Матвей - медведи, пройдите, по-медвежьи. Катя – лисичка, пробеги, по-лисьи. Семен будет волком, а Данила с Ваней – зайцами : проскачите по-заячьи.

Раз, два, три - мы опять превратились в детей.

У меня для вас есть сюрприз : вот эта коробочка. Она не простая, а наполнена горохом, но внутри что-то находится. Сейчас вы, на ощупь, должны найти фигурки, а какие – расскажете сами.

(Дети вытаскивают плоскостные фигурки диких животных .)

А теперь составьте описания тех животных , которых вы достали из коробки. Вам поможет в этом схема-картинка-подсказка. Сначала вы расскажете, как называется ваше животное , дикое оно или домашнее, где живет : в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера, чем покрыто тело, строение, чем питается.

Вывешивается схема рассказа о животном .

Дети составляют описательные рассказы о своих животных по схеме .

Молодцы, ребята! Отдохнем немного?

Физкультминутка.

Как на горке снег, снег,

И под горкой - снег, снег,

И на елке – снег, снег,

И под елкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь.

Дети, взгляните на свои столы. Перед вами – конверты. Достаньте оттуда карточки. Кто изображен на них? (дети перечисляют животных ) .

Все ли в порядке с вашими животными ? (у лисы не хватает хвоста; у медведя – уха; у белки – лапки и т. д.)

Вот видите, художник торопился и не успел нарисовать некоторые части тела. Возьмите карандаши и дорисуйте сами.

Катя, чье ухо ты нарисовала? (Я нарисовала медвежье ухо) .

Кирилл, а ты, чью лапку дорисовал? (Я дорисовал заячью лапку) и т. д.

Вот теперь порядок! Все животные будут довольны .

Но все-таки, дети, в нашем зимнем лесу дикие животные грустят : ведь им тоже хочется, чтобы люди иногда заботились о них. Я приготовила корзинку с гостинцами, как вы думаете, для кого?

Мед – для медведя.

Орехи – для белки.

Морковка – для зайца.

Давайте оставим корзинку в лесу, а сами потихоньку спрячемся. Ведь дикие животные очень пугливые и осторожные. Попрощайтесь с нашим зимним лесом и дикими животными .

Познавательное занятие «Дикие животные»

Цель : закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания; активизировать словарь по данной теме.

Задачи:

Формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия;

Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года;

Способствовать развитию связной речи;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы;

Ход занятия:

Ребята, нам в группу сегодня пришла телеграмма.

«Срочно приходите, Срочно помогите! Происходят чудеса, Не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал, Нас он всех заколдовал. Мы забыли, кто мы есть, Что нам пить и что нам есть. Выручайте, приходите и нам срочно помогите! »

Жители леса.

Воспитатель : Ну что, отправимся на помощь к животным? Давайте вспомним, как называют животных, которые живут в лесу?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель : А как вы думаете, почему их так называют?

Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

Воспитатель: Закрывайте все глаза я произнесу волшебное заклинание и мы очутимся с вами в лесу.

Волшебство сейчас начнется

Стоит палочкой взмахнуть

Детям ярко улыбнется

Позовет в далекий путь.

Воспитатель : Ребята что бы расколдовать наших животных нам надо разгадать загадки. Отгадайте про кого это загадка (слайд 2 )

Воспитатель : Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?

Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.

Воспитатель : Правильно, это медведь. А как называют дом медведя?

Дети: Берлога

Воспитатель : Вот так медведь спит в своей берлоге (слайд 6 )

Как вы думаете ему тепло или холодно? Почему вы так думаете?

Дети: Мех теплый. Вход ветками завален. Снегом сверху замело.

Воспитатель : Всю зиму спит медведь в берлоге. Только весной проснется. Да… Медведь большой сладкоежка, очень любит мед. Пока мишка лакомится медом, мы познакомимся еще с одним жителем леса (Слайд 7 )

Воспитатель : Верно. Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост?

Воспитатель : Где живет белка? Как называется ее домик?

Дети: Дупло ( Слайд 11 )

Воспитатель : Почему белка так высоко дом свой делает?

Дети: Чтобы другие звери не достали

Воспитатель: ( слайд 12 )

Дети: Лиса

Воспитатель : Молодцы. Рассмотрите лису. Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?

Дети: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост.

Воспитатель : Это лисичка, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.

Как называется дом лисички?

Дети: Нора. ( Слайд 15 )

Воспитатель : Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная (слайд 16, 17 )

Воспитатель : ( Слайд 18 ) Дети: заяц

Воспитатель : Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?

Дети: - Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки.

Воспитатель : - Вспомните, какую шубку носит заяц весной, и на какую шубку меняет её зимой?

Дети: - Зимой у зайки серая шубка, а весной он меняет её на белую (Слайд 19, 20 )

Игра найди зайчат (слайд 21)

А у нас ребята тут беда у зайчихи

Разбежалась детвора

Рядом волк голодный ходит

Ищет маленьких зайчат.

Помогите, вы зайчат моих найдите.

Воспитатель : ( слайд 22, 23, 24 )

Дети волк

Воспитатель: Расскажите какой он?

Дети: Волк сильный, смелый, умный. Всегда ходит в серой шубке. У волка длинный и протяжный вой.

Воспитатель : Посмотрите, у волка тоже есть дом, посмотрите какой он. Его дом называется логовом (слайд 26 )

ЁЖ, ОЛЕНЬ, МЫШЬ, БОБР

Физкультминутка “Дикие животные”:

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.

Игра “Чем бы мы угостили животных? ”

(Дети раздают диким животным те продукты, которыми они питаются)

Воспитатель : ребята тут опять у нас заданье

Наш волшебник заколдовал зверят

Не знают они у кого какие ушки лапки

Хвостики надо нам им помочь

И на место все вернуть

Игра «Собери пазл» Пальчиковая гимнастика

Воспитатель : какие вы у нас молодцы.

Но это не все! На столах у вас лежат листочки

Нам с вами нужно соединить

Наших малышей с их родителями.

Воспитатель : Ребята, а у нас еще одно заданье. Я буду читать стихотворение, а вы его будете дополнять:

Летним днем простой тропой звери шли на водопой

За мамой зайчихой прыгал…(зайчонок)

За мамой волчицей топал…(волчонок)

За мамой лисицей крался…(лисенок)

За мамой медведицей шёл….(медвежонок)

За мамой бельчихой скакал… (бельчонок)

За мамой ежихой плелся…(ежонок)

Воспитатель : какие мы с вами молодцы! Вот ребята, наше путешествие в лес закончилось. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки, сейчас я произнесу волшебное заклинание, и мы очутимся у себя в группе. «В лес волшебный окунулись, вот и мы теперь проснулись»

Вам понравилось наше приключение?

Воспитатель : Где мы сегодня побывали?

Дети: В лесу.

Воспитатель : Кому мы сегодня помогли?

Дети: Диким животным и их детенышам.

Воспитатель : Вы все молодцы, замечательно занимались.

Ой, посмотрите, что это такое? Это гостинцы из леса. Дикие животные прислали их вам в благодарность за помощь. Давайте попробуем сами и угостим наших гостей.

Конспект занятия для старшей группы

Дикие животные зимой.

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, социализация

Программное содержание:

Закрепить знания детей о животном мире, развивать разговорную речь. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки с дикими животными, фишки разного цвета.

Ход занятия

I. Дидактическая игра: "Угадай, кто в домике живёт"

Цель: закрепить знания у детей о жизни диких животных.

II. Ребята, сегодня мы поговорим жизни животных, которые живут в нашем лесу. Какие животные живут в лесу? Правильно дикие. Дикие животные сами добывают себе еду, заботятся о своём пропитании.

А каких диких животных вы знаете? (Лиса, медведь, волк, белка, заяц, лось, кабан)

Молодцы! Послушайте загадку

На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

В лесу живут волки - это хищники, они питаются мелкими грызунами. Что можно сказать о волке? (Большой, серого цвета, с большими зубами)

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала.

Посмотрите на эту картинку, кто на ней изображён? (Лиса). Расскажите мне о лисице (Рыжая плутовка, с пушистым длинным хвостом). У лисицы очень красивая шуба. Зимой в такой шубе ей не холодно. Питается лиса мелкими животными.

Итак, слушайте загадку:

Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится.

В лесу живут зайцы (рассматривание картинки). Опишите мне зайца.

Заяц серого цвета, с длинными ушами, быстро бегает.

А в какое время года шуба у зайца белая? (Зимой)

А серая? (Летом)

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

А кто на этой картинке изображён? (это лось, он живёт в лесу).

У него большие рога, он питается листвой и веточками деревьев.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

Посмотрите на эту картинку, что вы видите? (Белку)

Если присмотреться в лесу на деревья, то можно заметить среди листвы белку. Кто знает, что ест белка? (Орехи, грибы, шишки).

Белка небольшой зверёк, очень быстро бегает и прыгает. Она на зиму заготавливает себе еду и прячет в дупла деревьев. У неё очень красивый хвост, а на ушах кисточки.

Ребята, вот, сколько диких животных живут в лесу, давайте их назовём (Заяц, кабан, белка, лиса, волк, лось)

Но мы поговорили только о некоторых из них, на самом деле их гораздо больше.

Физкультминутка: Зарядку делать вместе с детьми.

Исходное положение - ноги на ширине плеч.

Декламировать стихотворение, выполняя движения.

Звериная зарядка. (А. Барто)

Раз - присядка,

Два - прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть прогнуться в спине вперед),)

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то оба вместе, (переступание, с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало -

Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

III. Игра: " Будь внимателен".

Цель: Учить детей по отдельным признакам угадывать диких животных.

А сейчас я буду вам называть признаки того или иного животного, а вы должны будете его отгадать. Кто будет самым внимательным, получит фишку. Итак.

Это животное маленького размера. У него длинный, пушистый хвост, бегает по деревьям, грызёт орехи? (Белка)

У этого животного очень красивая рыжая шубка. Это животное хитрое, кто это? (Лиса)

IV. Викторина на тему:

" Назовите сказки с дикими животными"

(Заячья избушка, Кот петух и лиса, Рукавичка, Гуси-лебеди, Красная шапочка, Зимовье зверей, Теремок)