Меню

Какие миграции влияют на численность населения. Преимущества и недостатки миграции

Трубы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Особенности миграционных процессов

1.1 Структура миграционного процесса. Понятие миграционного потока

Глава 2. Изучение миграций по историческим периодам

2.1 Переселения в досоветский период

2.2 Миграции в 20-30-х годах

2.3 Миграции в годы войны и послевоенный период

2.4 Переселения в современной России

Глава 3. Проблемы, связанные с миграционными процессами

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

История становления и развития России несомненно связана с миграцией населения, которая играла и всегда будет играть первостепенную роль в жизни нашей страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких кругов общественности.

Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему развитию личности. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса. В этом и заключается актуальность изучения данной темы.

Цель и задачи работы: Целью данной работы является выявление особенностей, причин и основных направлений миграции населения в России на протяжении её истории, а также проблемы, как следствие миграций, и поиск их решения.

В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие основныезадачи:

Определение основных видов миграции населения в России;

Осуществление ретроспективного анализа миграционных процессов;

Установление условий, влияющих на миграционные процессы;

Определение современных тенденций миграционных процессов;

Объектом исследования являются миграционные процессы в России.

Предметом исследования выступают особенности, причины, типы и тенденции миграции населения в России на протяжении её исторического развития и в современное время.

миграция население россия исторический

Глава 1. Миграционные процессы

Прежде чем приступить к изучению миграционных процессов в России, мы должны рассмотреть миграцию населения отдельно, классифицировать миграционные процессы.

В переводе с латинского «migratio» означает перемещение, переселение. Миграцию населения рассматривают в узком и широком смысле слова. В узком смысле миграция населения представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, т.е. в буквальном смысле означает “переселение”. Миграция населения в широком значении слова - любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населёнными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.

Миграция населения в широком смысле охватывает четыре вида перемещений: безвозвратные, маятниковые, эпизодические, сезонные. Перечисленные виды специфичны по характеру, а участвующее в них население преследует самые разные цели. Рассмотрим каждый вид отдельно:

1. Безвозвратные. Это перемещения людей с окончательной сменой постоянного места жительства. Данный вид миграций может быть назван перемещением населения, которое ведёт к его территориальному перераспределению. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: Во-первых, население перемещается из одних населённых пунктов в другие и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства, как указывалось выше.

2. Маятниковые. Это ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах. В маятниковых миграциях участвует во многих странах значительная часть городского и сельского населения. В наиболее существенных масштабах она совершается в тех агломерациях, центрами которых являются крупные и крупнейшие города. Данный вид нельзя рассматривать как миграции населения в чистом виде. Статистика ООН признаёт мигрантами лиц, проживающих на новом месте более 6 мес. Иногда к миграциям населения относят туризм, курортные поездки, паломничество и др., что, однако, неправильно, ибо здесь нет смены места жительства.

Миграция населения увеличивает качественно и количественно трудовые ресурсы тех поселений, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения. Маятниковая миграция населения создаёт условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест.

3. Эпизодические. Это деловые, рекреационные, туристические и иные поездки, совершающиеся не только нерегулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. Этот вид миграции включает поездки на отдых, лечение, для участия в спортивных соревнованиях, религиозное паломничество, а также разного рода командировки и «коммерческие» поездки российских «челноков». По своим масштабам этот вид миграции, видимо, превосходит все остальные, но изучается весьма слабо. Исключение составляли, пожалуй, лишь туристские поездки, объем которых в советские годы постоянно возрастал. В начале 80-х гг. число лиц, совершивших туристские путешествия за рубеж, увеличилось по сравнению с 1970 г. более чем в 2 раза и превысило 60 млн. человек. Ныне многократно возросли масштабы поездок российских граждан на отдых и с туристическими целями за пределы страны.

4. Сезонные. Это временная миграция, для которой характерно временное (сезонное) территориальное перемещение мигрантов. Сезонные миграции могут быть внутригосударственные и межгосударственные. Различают экономическую сезонную миграцию, которая вызывается необходимостью обеспечения рабочей силой отраслей народного хозяйства, испытывающих потребность в дополнительном её привлечении на период сезонного увеличения работ, и социально-культурную, которая подразумевает поездки на учёбу, на лечение, на отдых, туризм и т. п.

Все виды миграций населения тесно взаимосвязаны. Для населения, участвующего в перемещениях, один вид миграции населения может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. В частности, эпизодическая, маятниковая и сезонная миграция населения порой бывают предшественниками безвозвратной миграции населения, так как они создают условия (в первую очередь - информационные) для выбора постоянного места жительства.

Каждый из названных видов миграции населения может рассматриваться как межтерриториальное, а также как межпоселенное перемещение.

В межтерриториальных миграциях населения обычно различают потоки: внутри- и межобластные, внутри- и межреспубликанские, внутри- и межрайонные. В межпоселенных миграционных потоках могут быть выделены четыре направления: внутри городской местности, т.е. между городами и посёлками городского типа; внутри сельской местности, т.е. между сельскими поселениями, а также между сельскими и городскими поселениями, причём в одном случае это сельско-городское миграционное движение, а в другом - городско-сельское. Два последних направления обычно называют сельско-городской миграцией.

Иммиграция населения - въезд в страну на постоянное или временное жительство граждан другой стран. Иммиграция населения определяется рядом причин:

· Экономическими (ввоз рабочей силы или въезд в страны с более благоприятными условиями работы или более высоким жизненным уровнем и т. д.);

· Военными (захват чужих земель и их военная колонизация);

· Политическими (бегство от политических, национальных, расовых, религиозных и др. преследований, обмен нацменьшинствами между государствами и т.д.).

Иммиграция населения играла важнейшую роль в заселении некоторых частей света и формировании населения многих стран мира. Иммиграция населения оказывает существенное влияние на динамику численности населения; её демографические последствия обусловлены не только численностью мигрантов, но и своеобразием их половозрастной структуры: заметным преобладанием в числе переселенцев людей молодого и среднего возраста, а также мужчин. Иммиграция приводит к смешению различных этнических групп населения, в результате чего складываются новые нации и народности. Это явление характерно для всех исторических эпох. На формирование населения Евразии сильно повлияли миграции, происходившие в течение последних двух тысяч лет, такие, как Великое переселение народов в Европе (IV- VII вв.), миграции, связанные с арабскими завоеваниями (VII- VIII вв.), с экспансией тюрко-монголов (XI- XVII вв.). Эпоха Великих географических открытий (середина XV - середина XVII вв.) положила начало широкому развитию межконтинентальных миграций, главным образом из Европы в другие части света, прежде всего в Америку и Австралию. В XX в. темпы миграции не ослабевают, хотя сами миграции и приобретают в целом ряде случаев иной аспект: огромные перемещения населения, связанные с двумя мировыми войнами; переселение более 16 млн. чел., вызванное разделом британской Индии на два независимых государства - Индию и Пакистан; миграции, связанные с переселением в Израиль евреев и бегством и выселением оттуда арабов, и т. д. В то же время всё ещё остаются значительными переселения по причинам экономического характера.

Эмиграция населения - выезд из страны, переселение в другую страну с целью постоянного жительства или временного обоснования, обычно для работы. Эмиграция населения может быть постоянной («окончательной») и временной, даже лишь сезонной, срок которой иногда лимитируется контрактом или другими условиями найма (например, для уборки урожая и т. п.). Наряду с эмиграцией населения по экономическим мотивам имеют место переселения из одной страны в другую по причинам политическим, этническим, религиозным. Во 2-й половине XX в. основные потоки эмиграции - выезд из стран Западной Европы в США, Канаду, Австралию и в некоторые другие страны (это, как правило, постоянная эмиграция) и приток в страны Западной Европы «дешёвой» рабочей силы из развивающихся стран (это, как правило, временная эмиграция).

Урбанизация (франц. urbanisation, от лат. urbanus - городской, urbs - город) - исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает социально-профессиональную, демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение и т.д. Урбанизация оказывает огромное влияние на развитие различных социально-экономических формаций и государств, именно с городами связаны основные достижения цивилизации.

Городского население СССР между 1926 и началом 1975 выросло почти в 5,8 раза, с 26,3 млн. до 153,1 млн. чел. К середине 1976-го доля составила 62%. За 1965-70 число горожан в мире росло в 1,5-2,5 раза быстрее, чем всё население мира. Сейчас же в России городское население составляет 73,87% (на 2013 год).

Урбанизация, развитие городов вызываются объективной необходимостью концентрации и интеграции разнообразных форм и видов материальной и духовной деятельности, общения, усилением связей между различными сферами производства, науки и культуры, что, в свою очередь, повышает интенсивность и эффективность социальных процессов. Наиболее эффективно эти процессы протекают в крупнейших городских центрах, больших городах, где особенно плодотворно взаимодействие социально-политических, экономических и научно-технических факторов, культурных традиций, различных слоев населения и т.д. Именно в крупнейших городских центрах возникли и концентрировались передовые социальные идеи и движения. На современном этапе урбанизации наблюдается тенденция к возрастанию концентрации населения в больших городах (100 тыс. чел. и более). В СССР в 1970 в таких городах проживало 31,2% всего населения, в Великобритании - 45,6%, в Японии - 48,2%. Особое место в этом процессе занимает рост городов-“миллионеров”, число которых в мире составляет около 350, в том числе в России - 15.

Процесс урбанизации имеет две стороны, или “фазы”. В первой “фазе” происходит концентрация и накопление экономического и культурного потенциала общества в крупных городских центрах, что создаёт условия для формирования высших достижений и образцов материальной и духовной деятельности. Во второй “фазе” эти достижения осваиваются другими, не центральными городами и сельскими поселениями, что, в свою очередь, даёт новый импульс для наращивания потенциала главных центров. Эффективность функционирования этого двуединого процесса зависит от социально-экономической природы общества. При капитализме взаимодействие двух сторон урбанизации оказывается нарушенным; социальная разобщённость противостоит интегративной природе урбанизации, столкновение антагонистических интересов классов и социальных групп, частная собственность на землю, противоположность центров и застойной периферии рождают кризис городов. Процесс урбанизации носит стихийный характер. В больших городах капиталистических стран становятся особенно острыми проблемы безработицы, преступности, складываются районы трущоб, этнические гетто и т.д. В связи с этим в буржуазном обществе усиливаются антигородские настроения (например, “антиурбанизм” в США).

Важную роль играет процесс урбанизации в развивающихся странах. При всей своей сложности и болезненности (быстрая концентрация в городах неподготовленного к “городскому” труду сельского населения, ограниченность материальных ресурсов и т.д.) он способствует становлению современной экономики, преодолению отсталости и многоукладности, национальной консолидации, развитию социально-политической структуры общества.

Миграция населения воздействует на общественное развитие посредством осуществления своих функций - тех конкретных ролей, которые играют миграции населения в жизнедеятельности общества. Функции миграции населения не однозначны. С одной стороны, они представляются как независимые от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ. А с другой - как функции, характер которых определяется социально-экономическими условиями конкретных обществ. Первые - общие функции миграции населения, вторые - специфические функции миграции населения той или иной общественно-экономической формации. К наиболее общим функциям миграции населения относят ускорительную, селективную и перераспределительную.

Ускорительная функция состоит в обеспечении того или иного уровня пространственной подвижности и означает как сменяемость состава жителей разных районов, так и расширение числа мест жительства отдельными гражданами. Территориальные перемещения способствуют изменению социально-психологического облика мигрантов, расширению их кругозора, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми навыками и производственным опытом, развитию личности, её материальных, социальных и духовных потребностей, интеграции национальных культур.

Вторая функция - перераспределение общей численности населения, связанное с размещением производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами городских и сельских поселений. Миграция населения в своей перераспределительной функции не только увеличивает численность населения отдельных территорий, но и опосредованно влияет на демографическую динамику тем, что мигранты участвуют в воспроизводстве населения. Поэтому значение миграции населения в изменении численности населения той или иной территории всегда больше, чем доля мигрантов в составе населения этой местности.

Суть селективной функции миграции населения в том, что неравномерное участие в миграции населения различных социально-демографических групп ведёт к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграциях более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц разной национальности и лиц, родившихся в том или ином районе, с одной стороны, и недавно вселившихся туда из других местностей - с другой.

Общие функции миграции населения обладают некоторой самостоятельностью и вместе с тем тесно взаимосвязаны. Территориальное перераспределение населения и изменение его качественного состава осуществляются только при соответствующей подвижности населения. Количественное перераспределение населения может сочетаться либо не сочетаться с изменением состава населения районов оттока или притока мигрантов. Точно так же интенсивная качественная селекция населения может происходить даже тогда, когда количественный результат перераспределения незначителен.

Миграция населения в различных условиях выполняет специфически присущие ей функции, наиболее важные из которых - экономическая и социальная.

Экономическая функция в самом общем виде состоит в обеспечении соединения территориально распределённых средств производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства. Осуществление в полной мере этой задачи на основе реализации общих функций миграции населения приводит к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства.

Социальная функция миграции населения всецело определяется производственными отношениями и способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся.

С позиций управления миграции населения необходимо создание условий, при которых экономическая и социальная функции находились бы в гармонии, а не в противоречии, таком, например, как отставание уровня жизни населения в тех районах, в которых производительные силы должны развиваться более высокими темпами.

1.1 Структура миграционного процесс а. Понятие миграционного потока

Миграция населения - сложный социально-демографический процесс. Он состоит из трёх стадий: исходной, или подготовительной, представляющей процесс формирования территориальной подвижности населения; основной стадии или собственно переселения населения; заключительной, выступающей как приживаемость мигрантов на новом месте. Отдельные стадии миграционного процесса тесно связаны между собой. Мигрант - это будущий новосёл в период его территориального перемещения, а новосёл - это бывший мигрант в период его обустройства и адаптации в районе вселения. Связаны и крайние стадии процесса. Так, новосёлы, обладая повышенной миграционной активностью, в значительной мере и потенциальные мигранты.

Население, проживающее в разных районах страны, в населённых пунктах различного социального статуса, различается по уровню миграционной подвижности, которая зависит как от степени социализации индивидов, отдельных групп и населения конкретной территориальной единицы в целом, так и от особенностей его структуры (возрастно-половой, генетической, этнической, социальной и т.д.).

Совокупность переселений, совершающихся в определённое время в рамках той или иной территориальной системы, т.е. между её частями, представляет миграционный поток. Однако это не только статистически значимая величина, но и чрезвычайно разнообразная совокупность в структурном отношении. Отечественные и зарубежные исследования показали, что повышенная доля мужчин, лиц трудоспособного возраста и одиноких в миграционном потоке по сравнению с населением страны в целом - наиболее общая социально-демографическая особенность структуры миграции; более того, это закономерность миграционных процессов в целом, а не только той или иной страны. Вместе с тем есть и более частные особенности, зависящие от этнического состава населения, от производственной специализации территорий, от исторически сложившихся миграционных связей и др. Но эти особенности носят ограниченный, часто региональный характер.

Основные детерминанты мощности миграционных потоков - численность населения территорий, между которыми осуществляются миграционные связи, и их месторасположение. Чем больше численность населения территорий, между которыми производится миграционный обмен, тем мощнее миграционные потоки. И чем ближе расположены территории, тем интенсивнее их миграционные связи и, следовательно, значительнее миграционные потоки. На мощности миграционных потоков сказываются этнические, хозяйственные и природные факторы, а также исторически сложившиеся связи, управленческие решения и т.д. Однако это всё имеет либо эпизодический характер, либо ограниченную локализацию в отличие от таких факторов, как близость территорий и численность населения.

В миграции населения нашей страны выделяются три наиболее важных в экономическом и социально-демографическом плане направления: движение населения в малозаселённые восточные и северные районы страны, непрерывный отток жителей из села в город, интенсивный и высокорезультативный приток мигрантов в крупные и крупнейшие города, в областные и республиканские центры.

Независимо от характера задач, стоящих в области регулирования всех трёх направлений, по которым концентрируются миграционные потоки, для управления миграцией населения на стадии переселения первейшее условие - выявление возможных районов и пунктов выхода мигрантов, а также мест их вселения по критерию трудообеспеченности. Решение этой проблемы связано с совершенствованием разработки баланса трудовых ресурсов по всем территориям и крупным населённым пунктам.

Заключительная стадия миграционного процесса - приживаемость новосёлов, т.е. процесс перехода новосёлов в состав старожилов. Повышение приживаемости мигрантов в месте вселения - антипод интенсификации миграционной подвижности населения. Приживаемость - это та часть миграционного процесса, начало которой в превращении мигранта в новосёла, а конец - в переходе новосёла в состав старожилов. В структурном отношении приживаемость включает в себя два основных компонента, один из которых - адаптация, т.е. процесс приспособления мигранта к новым для него условиям жизни в месте вселения.

По результатам исследований учёных, срок приживаемости новосёлов в разных районах в среднем колеблется около 10 лет. Этот срок зависит от мест выхода мигрантов, смен поселенного статуса при переселении, степени различий структуры мигрантов и населения районов вселения и т.д. Многими исследованиями установлено, что в городах лучше приживаются выходцы из сёл, а в межрайонных миграциях приживаемость лучше у мигрантов, прибывших из той же области, и т.д. В целом приживаемость новосёлов различается большим территориальным разнообразием. Она зависит от географической структуры миграционных связей, различий в природно-географических средах, поселенных статусов, структуры миграционных потоков, условий обустройства мигрантов на новых местах и т.д. Регулируя эти потоки и создавая своевременно условия для быстрого обустройства мигрантов и их успешной адаптации, можно повысить эффективность приживаемости и миграционных процессов в целом.

Глава 2. Изучение миграций по историческим периодам

2.1 Переселения в досоветский период

Россия - государство, возникшее в результате многовекового процесса объединения земель, населенных одним этносом вокруг Московского княжества с последующим присоединением к нему как новых, так и утраченных ранее территорий. Этот процесс не сопровождался, в отличие от истории колонизации ряда других стран, сгоном и уничтожением аборигенного населения. История колонизации Россией сопредельных районов не знала гибели не только миллионов (как Северная Америка), но даже и тысяч их коренных жителей.

Расширение территории сделало из России многонациональное государство. Оно превратило ее в страну с особой этногеографической структурой. Миллионы русских, украинцев, белорусов переселились не только в Сибирь и на Дальний Восток, но и в Центральную Азию, Закавказье, Прибалтику; в свою очередь сотни тысяч коренных жителей этих регионов влились в население европейской части единого Российского государства.

Начиная с XVI в. Россия из тесных рамок волжско-окского междуречья начала расширяться в двух направлениях: на юг и на восток. Двигаясь на юг, русские осваивали задонские и заволжские степи, так называемое Дикое поле. Восточный путь вёл через Камень (так тогда именовали Урал) в Сибирь. Её русские землепроходцы прошли в течение жизни одного-двух поколений и в XVII в. вышли к Тихому океану. За 300 лет существования династии Романовых на юг Европейской России переселилось 11 млн. человек.

Постепенно русские (а после присоединения Украины в XVII в. и украинцы) заселили земли в бассейнах Дона и Кубани, Северный Кавказ, Среднее и Нижнее Поволжье, Урал и Северный Казахстан, Сибирь и Дальний Восток Вслед за казаками-первопроходцами шли купцы, священники, крестьяне. Последних нередко переселяли принудительно: государственных - для ямщицкой "гоньбы" на новых дорогах, крепостных - "на вывод" (для освоения пустующих земель на окраинах, которыми жаловали дворян).

Крестьянская реформа 1861 г. и зарождение капитализма многое переменили в характере российской миграции. Главной причиной, выталкивавшей людей из центральных районов, стала нехватка земель, в том числе и у получивших волю крестьян. По-прежнему одна часть потока переселенцев (примерно 5 млн человек) устремлялась за Урал, а другая (около 8 млн) - в южные степные губернии (от Дуная до реки Урал и даже дальше, в Семиречье и Среднюю Азию).

Вторая половина XIX в. - это и период роста масштабов переселений в России, и время зарождения активного изучения миграций, органично связанных с расширением государства, колонизацией присоединяемых территорий, изменением географии расселения народов.

Зарождается крестьянское "отходничество" - массовые миграции в города и фабричные посёлки на заработки. Первоначально многие крестьяне на период посевной или уборочной возвращались в деревню, но постепенно стали оставаться в городе навсегда. По переписи 19Ю г., в Петербурге значилось 1,3 млн рабочих из крестьянского сословия; почти столько же их было и в Москве. К началу XX в., по данным А.А. Кауфмана, ежегодно на юг и восток страны переселялось по 200 тыс. человек, т.е. 0,14% всего населения. Особенно интенсивно заселялись восточные районы. В 1900-1914 гг. в Сибирь и на Дальний Восток переселилось 4,5 млн. человек.

2.2 Миграции в 20-30-х годах XX века

Установление советской власти в России не остановило переселенческого движения.

Центральной проблемой 20-х годов стала организация переселения из малоземельных регионов в многоземельные. Особый интерес в этом отношении представлял Дальний Восток, где экономическая потребность в населении как рабочей силе для освоения природных ресурсов края усиливалась военно-стратегическим и полити­ческим значением этих огромных слабозаселенных территорий и необходимостью укрепления восточных границ. Переселение на Дальний Восток, в котором участвовали жители различных частей страны, продолжалось вплоть до Великой Отечественной войны. О его масштабах можно судить по данным Иркутского переселенческого пункта, ведавшего в конце 20-х годов регистрацией мигрантов: только с конца 1924 г. до начала 1930 г. на Дальний Восток проследовало 147,3 тыс. переселенцев и ходоков, что составляет около трети их общего числа на территории России тех лет.

Конец 20-х и 30-е годы - период наиболее бурной индустриализации страны, вызвавшей не только рост старых, но и создание новых городов. Огромные массы людей были подняты, а нередко и насильно согнаны со своих мест и направлены на строительство крупных промышленных объектов и освоение новых районов не только на Дальнем Востоке, но и на Европейском и Азиатском Севере. Апатиты, Норильск, Комсомольск-на-Амуре и многие другие города - результат прежде всего принудительных миграций довоенных лет.

Следует отметить два момента, характерных для миграций населения в 30-е и многие последующие годы. Во-первых, с начала 30-х годов стало набирать силу административное регулирование миграции. Основой этого были начавшиеся с 1932 г. паспортизация городского населения и расширение территориального перераспределения трудовых ресурсов в различных организованных формах. Во-вторых, в 30-е годы значительные масштабы приобрели принудительные методы переселения населения - этапирование заключенных, в том числе и политических, в восточные и особенно северные районы для работы в добывающих отраслях промышленности, транспортном строительстве и т. д. Только на начало 1938г. в учреждениях ГУЛАГа находилось почти 1.9 млн. заключенных, увеличившись за один год примерно на 700 тыс. человек. Заключенные строили новые города, осваивали новые месторождения и др. Так, уже упоминавшийся Комсомольск-на-Амуре в первые годы строили именно заключенные, среди которых, конечно, были и бывшие комсомольцы.

Доля городского населения за этот период увеличилась с 18 до 32 %. В основном оттого, что в конце 20-х гг. советская власть взяла курс на развитие промышленности. "Раскулачивание" деревни привело к тому, что многие крестьяне "добровольно" (во избежание репрессий) уезжали в города и на крупные стройки.

2.3 Миграции в годы войны и послевоенный период

Особым миграционным периодом стали годы Великой Отечественной войны. Из западных прифронтовых территорий (включая и Москву) в восточные и южные районы в самые сжатые сроки были эвакуированы около 25 млн человек. Многие эвакуированные после окончания войны не вернулись домой, а остались жить на новых местах.

Существовал в годы войны и западный миграционный поток (всего около 8,7 млн человек) - военнопленные, рабочие, гражданские лица, вывезенные немецкими оккупантами при отступлении. После окончания войны на родину вернулись примерно 5,9 млн советских граждан, остальные погибли (около 2,1 млн человек) или стали "невозвращенцами" (0,7 млн).

В послевоенный период возобновились миграции сельских жителей в города (особенно крупные) и на новостройки, главным образом Сибири и Дальнего Востока. Районом-донором, откуда переселялись люди, традиционно была средняя полоса европейской части СССР, прежде всего Волго-Вятский и Центральночернозёмный районы. Основными регионами, принимавшими переселенцев, стали Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ. Крайний Север привлекал людей не только высокой заработной платой и льготами (в частности, северяне раньше уходили на пенсию), но и романтикой освоения новых земель. Тяжёлая и нередко опасная работа проверяла человека "на прочность".

Во второй половине 40-х гг. государство начало заселять обезлюдевшие в результате войны районы. Например, в Калининградскую область было завербовано 0,4 млн человек. В 50-х - начале 60-х гг. началось освоение казахстанской и южносибирской целины, миллионов гектаров плодородных степей, никогда не знавших плуга. Чтобы распахать их, построить новые дороги и посёлки, только в Казахстан в 1954-1962 гг. приехало около миллиона человек.

Постепенно в староосвоенных районах Европейской России жителей становилось всё меньше, и уже в 60-х гг. два из них - Северо-Западный и Центральный - стали сами ощущать нехватку населения. С этого времени изменилось направление миграционных потоков. Если раньше люди переселялись в основном из центральных районов в окраинные, то во второй половине 70-х гг. сформировалось новое направление миграции - с окраин в центр.

За 1979-1989 гг. в Россию приехало 3,5 млн человек, а покинули её 1,8 млн; таким образом, за счёт миграций страна получила прирост населения в 1,7 млн человек. Нужно отметить, что приезжие обосновывались в основном в столицах. На Москву и Московскую область пришлось 28% общего числа переселенцев, а на Ленинград и Ленинградскую область - 12 %. Ещё 25 % приняла Тюменская область в Западной Сибири, где бурными темпами развивался нефтегазовый комплекс. Однако в целом европейская часть страны представляла собой территорию, преимущественно теряющую население.

2.4 Переселения в современной России

В конце XX в. территория страны чётко делится на две зоны - принимающую и отдающую население, причём плюс и минус поменялись местами. Весь Север (за исключением Тюменской области), ранее интенсивно притягивавший население, теперь столь же интенсивно его теряет. Крайний Север и приравненные к нему по условиям проживания территории потеряли около 8 %, а Чукотка всего за два года (1993-1994 гг.) - даже 22% населения! За первую половину 90-х гг. с Дальнего Востока уехало 6 % жителей, причём отток людей из этого региона наблюдается, вероятно, впервые за всю историю его освоения русскими. Переход на рыночные отношения, отмена северных льгот, в ряде случаев отсутствие финансирования многих предприятий обнажили острые проблемы российского Севера, в первую очередь низкую эффективность его хозяйства и перенаселённость. Поэтому отток с Севера, в современных условиях, к сожалению, неизбежен.

Европейская часть (кроме Севера), Урал и Западная Сибирь притягательны для мигрантов. Даже такие традиционные районы оттока населения, как Волго-Вятский, Центральночернозёмный и другие, сейчас активно принимают приезжих. Больше всего людей прибывает на юг европейской части и Урала, в Центральный район и Западную Сибирь. На первое место в России по числу переселенцев вышел Центральный район, но если раньше мигрантов в основном "забирали" Москва и Московская область, то теперь доля Москвы и области в этом районе упала до 30 %.

Изменения коснулись также автономных республик, расположенных в Европейской России. Из них (за исключением Карелии) люди в основном уезжали, теперь же (кроме Чечни и Калмыкии) туда приезжают, особенно интенсивно в Дагестан, который принимает беженцев из Чечни.

Глава 3. Проблемы, связанные с миграционными процессами

Миграция представляет собой часть современной мировой глобализации. Существующая в громадных масштабах миграция вовлекает в свой оборот миллионы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конкурентную борьбу, на мировом рынке труда. Миграция - явление, неизбежным следствием которого становится усложнение экономической и общественной жизни. И в тоже время она открывает новые возможности. Согласно исследованиям ООН каждый 35-й человек в мире настоящее время является мигрантом. Легальные или нелегальные эмигранты составляют сейчас более 15% населения в более чем 50 странах. Миграция существовала всегда. Стихийность и непоследовательность социально-экономических реформ, политическая нестабильность в постсоветских республиках стали причиной массовой безработицы, обнищания народа. Люди в поисках работы стали мигрировать по всему миру, многие предпочли ехать в Россию. В стране резко увеличился приток неконтролируемой иностранной рабочей силы. Счет идет не на тысячи, а на миллионы. Большинство мигрантов приезжает из крупных городов и столиц (около 60%) или из небольших городов (около 25%); мигрантов из села мало (не более 15%).Крупные города и густонаселенные регионы России наводнены мигрантами, что в условиях экономической нестабильности вызывает напряжение, как в социальной инфраструктуре, так и на рынке труда. При официальном уровне безработицы порядка 5,5 миллионов, иностранные трудовые эмигранты по данным Госкомстата занимают порядка 4 миллионов рабочих мест. По прогнозам к 2030 году их число достигнет почти 20 % от населения страны (Приложение 1.). Такая «перспектива» развития миграционных процессов в обществе воспринимается крайне негативно.

Особой проблемой для многих стран является нелегальная миграция, которая состоит из трех компонентов: нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальная занятость. В России наиболее распространена нелегальная занятость. Из тех, кто работает, разрешение на работу имеют менее 30%, а регистрацию по месту жительства - около 50,% да и те в основном фальшивые. Мигранты трудятся в разных сферах. Например, в Москве у них такое распределение: 43% - на стройках, их удел - должности чернорабочих, каменщиков и бетонщиков; 21% - торгуют на вещевых и продуктовых рынках; 14% - ремонтируют квартиры и всевозможные конторы; 8% - работают слесарями в автосервисе; 6% - трудятся на низовых позициях в ресторанах и кафе; 5% - крутят баранки автобусов и троллейбусов; 3% - окопались в столичных офисах.

Часто миграция имеет криминогенный характер, что обостряет и без того сложную криминальную обстановку в стране. По данным Генпрокуратуры 96 тысяч уголовников, объявленных в розыск по СНГ, находятся сегодня в России под видом иммигрантов. В своем выступлении на правительственном часе в Госдуме об основных приоритетах миграционной политики и о мерах, принимаемых правительством РФ по совершенствованию действующего законодательства, заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин отметил, что за последние 10 лет число преступлений, совершённых иностранными гражданами в России увеличилось в 2,5 раза. При этом удельный вес граждан СНГ составляет более 90 процентов (Приложения 2,3). Анализ угроз национальной безопасности России в миграционной сфере показал, что в основном они связаны, хотя и незначительно, с формированием различных криминальных национальных сообществ, моноэтнического бизнеса, теневых секторов экономики в регионах с привлечением нелегальных мигрантов. Все это порождает массу проблем для власти и общества.

На заседании Совета безопасности России в октябре 2012 года было констатировано, что проблемы незаконной иммиграции и связанная с нею криминальная деятельность, достигли масштаба угроз национальной безопасности. Основной поток незаконной миграции около (90%) в Россию идет из стран СНГ, (10%) - из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии. Численность незаконных мигрантов в регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Владивосток, Хабаровск и прилегающие области, Республика Бурятия, Омская и Оренбургская области) варьирует от 0,5 до 3% населения, в Москве она составляет более 10%. Безусловно, катализатором притока нелегальных мигрантов в Россию служит упрощенный и безвизовый режим со странами СНГ. Опрос, мигрантов показал, что по гостевым визам в Россию въехали (39%), туристическим (31%) и учебным (11%). Часть респондентов (16%) въехала в Россию без виз, используя безвизовый режим въезда со странами СНГ. Незаконно пересекли границу (3%). Данные c разных участков границы РФ и опроса задержанных на пограничных пунктах показали, что основными направлениями потоков незаконной миграции являются:

а) на въезд в Российскую Федерацию: российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга;

б) на выезд из Российской Федерации - российско-финляндская граница, граница с государствами Балтии, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга.

В последние годы многие страны мира, особенно Европы, страдают от демографического кризиса, от недостатка рабочих рук. В нашей стране, контуры этой проблемы стали вырисовываться, начиная с 80-х годов, когда соотношение вступающих в трудоспособный возраст и выходящих из него поколений стало критический меняться. Уже через десять лет Россия вступила в полосу депопуляции. Каждый год страна по разным причинам теряет почти миллион человек, из них в трудоспособном возрасте в среднем умирает 450 тысяч мужчин и 60 тысяч женщин. Прогноз на будущее тоже не утешителен по подсчетам Госкомстата РФ, после 2005 года в стране ожидается естественная убыль трудоспособного населения, которая составит за 10 лет 14%. К этому времени каждый третий из числа пожилых людей будет относиться к группе самых старых (75 лет и старше). Уменьшение числа работающего населения по отношению к пенсионерам приведет к перенапряжению системы социального обеспечения и дефициту на рынке труда. В ежегодном американском докладе-прогнозе (Mapping the Global Future) развития ситуации в мире до 2020 года, подготовленном авторитетным Национальным советом по разведке США, авторам исследования достаточно пессимистичным видится демографическое будущее России: «Продолжится существующая тенденция снижение рождаемости и сокращение продолжительности жизни, что может серьезно повлиять на политическое развитие, а также на трудовые ресурсы и здоровье людей».

Очевидно, что если в России начнется экономический подъем и возрастет потребность в рабочей силе, то демографическая проблема может стать фактором, ограничивающим возможности экономического и социального роста. Рабочая сила станет, пожалуй, самым дефицитным ресурсом. По прогнозам, в ближайшие годы нас ожидает дефицит рабочей силы от 5 до 7 млн. человек. Для устойчивого экономического развития России необходимо, чтобы каждый год в страну въезжало около миллиона мигрантов трудоспособного возраста. Привлечение рабочей силы практикуется во всем мире, и мы тоже заинтересованы в такой практике. Миграция населения (прежде всего трудовая) - нормальное и даже позитивное явление, позволяющее восполнить естественную убыль числа трудоспособных лиц в результате смерти и старения. Анализ состояния миграционных процессов в России свидетельствует о том, что основным источником роста населения и трудовых ресурсов страны в течение последних десятилетий является миграция.

В создавшихся условиях, пусть даже это кому-то и не нравится, миграция объективно становится для России фактором желательным и необходимым. Пока только миграция сдерживает резкое сокращение численности населения страны и восполняет ее трудовые ресурсы. Поэтому в последнее время государство рассматривает мигрантов, не просто, как лимитчиков, а как стратегический трудовой ресурс. В тоже время избыточная бесконтрольная миграция опасна, так как она может изменить культурно-этнографическую карту страны ослабить ее общественно-политическое единство. Отсюда понятны опасения Председателя Совета Федерации С. Миронова, который высказался против решения демографической проблемы в России только за счет мигрантов, указывая на известные события во Франции. Спикер верхней палаты за повышения рождаемости и доведение населения России до 300 млн. человек. В своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ в прошлом году В.В. Путин подчеркнул, что демографическую ситуацию в стране надо менять, и делать это надо с помощью трех составляющих. Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости. «Никакие меры в области миграции не позволят решить проблему без увеличения рождаемости», - указывает глава государства. Для этого, он считает, надо проводить демографическую и семейную политику, создавать нормальные условия для рождения и воспитания детей. «Для улучшения жизни людей, - заявил Президент РФ, - у России, существует огромный потенциал». Для России с ее гигантской территорией и бескрайними просторами вопрос демографической стабильности для обеспечения целостности государства и национальной безопасности особенно актуален. У наших дальневосточных соседей, которые имеют к России территориальные притязания, наблюдается другая проблема, крайний дефицит земель пригодных для жизни. Как пишет Академик РАМН В.П. Казначеев, во всей азиатской части России к 2025-2030 гг. останется всего 8-9 млн. человек в трудоспособном возрасте, в то время как по ту сторону китайской границы будет находиться до 600 млн. человек. Сможет ли Россия выдержать такое давление? Что мы сможем противопоставить? В таких условиях, как бы нам самим не оказаться чужестранцами в родной стране! Уже сейчас граждане Китая на Дальнем Востоке составляют около половины населения некоторых районов Амурской области, Хабаровского и Приморского краев. Ими создаются множество фирм, занимающихся визовой поддержкой и оформлением документов китайцам, стремящихся иммигрировать в Россию. Появились фирмы специализирующиеся на освоении новых российских городов, где про китайцев только слышали. Идет концентрация средств китайских предпринимателей в России для организации с их помощью поставок в Китай природного сырья и промышленных изделий. В тоже время из Китая в Россию идет ввоз крупных партий низкокачественных товаров, продуктов питания и контрабанды.

Сокращение коренного населения приграничных территорий на востоке страны и массовое заселение их иммигрантами не отвечает геополитическим интересам РФ. Ситуация на Дальнем Востоке требует принятия срочных мер:

1) укрепление контрольно-визовой службы на границе для пресечения нелегальной миграции;

2) создание нормальных социально-экономических условий для местного населения;

3) массовое привлечение эмигрантов из стран СНГ в этот регион с перспективой трудоустройства и получения российского гражданства; Все это должно способствовать решению следующих задач:

Заселению пустующих земель и защите их от миграционной экспансии со стороны стран Юго-Восточной Азии;

Ослаблению миграционных потоков в центральные густонаселенные и южные регионы страны;

Уменьшению оттока местного населения вглубь страны.

По словам спикера Госдумы Бориса Грызлова: «Крупные экономические проекты, прежде всего проекты по развитию Сибири и Дальнего Востока, могут стать привлекательными для жителей бывших союзных республик. Работа там найдется не только для граждан России, но и для наших соотечественников, и для тех иностранцев, кто готов и хочет поработать у нас временно».

Состояние миграционных дел в России показывает неэффективность существующего миграционного законодательства и слабость официальных структур, занимающихся вопросами учета и обеспечения занятости трудовой миграции. Россия в последние годы стала напоминать проходной двор, куда мигранты толпами приезжают, уезжают и никто у нас не знает, где они были, чем они занимались. По данным Директора Федеральной миграционной службы (ФСМ) К. Ромодановского, только за один год в Россию взъезжает до 20 миллионов мигрантов, и только 15% имеют письменный контракт с работодателем. Это говорит об очень низком уровне формализации трудовых отношений у мигрантов с работодателем. В первую очередь это отрицательно сказываются на социальной и правовой защищенности самих работающих мигрантов. Не выгодно это и государству, мимо казны которого проходят огромные деньги. Много нелегалов работает на торговых рынках. Например, в одной Москве официально зарегистрировано 170 рынков. В прошлом году казна с них получила 468 миллионов рублей налогов, в то время как товарооборот на этих рынках составил 300 миллиардов рублей. Экономический ущерб от теневой экономики оценивается миллиардами долларов, утекающих из страны. По данным Федеральной налоговой службы РФ, только прямые убытки, ежегодно наносимые нелегальными иммигрантами, составляют более 200 миллиардов рублей. Для сравнения, 200 миллиардов рублей сопоставимы с расходами федерального бюджета, выделяемыми в этом году на образование или на социальную политику. При этом сумма денежных переводов из РФ граждан Грузии составляет примерно 20% ВВП этой страны, граждан Молдавии - 30%. Почти 50% всей приобретаемой в российских банках наличной валюты истребуется по документам иностранцев. В минувшем году эта сумма составила почти 8 миллиардов долларов.

Необходимо срочно вывести миграцию из теневого сектора экономики, придать ей цивилизованные формы, восстановить финансовые потери; добиться того, чтобы миграция стала фактором социально-экономического роста страны, а не угрозой ее национальной безопасности.

В тоже время надо изменить отношение в обществе и к самим мигрантам. Они, можно сказать, находятся в положении современных рабов, труд которых практически ничего не стоит. В целях получения сверхприбыли предприниматели предпочитают брать на работу нелегалов, подход работодателей к гастарбайтерам прост: лопату побольше, зарплату поменьше. Из гастарбайтеров выжимают все, и еще при этом экономят на элементарных требованиях охраны труда, что часто приводит к тяжелым травмам и человеческим жертвам. Пример тому недавняя трагедия на Басманном рынке в г. Москве, когда в результате обрушения крыши погибло 66 человек. Все они, кроме двух, были приезжими из стран СНГ. Опять же все случилось из-за алчности руководства рынка, которое, нарушив все запреты технической комиссии, продолжало эксплуатацию здания. Сколько за год по тем же причинам погибает гастарбайтеров на производстве и на стройках, по-видимому, мало кого интересует, и никто не несет за это ответственность. Мигранты, ни от чего не застрахованы и практически беззащитны перед любыми нарушениями их прав и интересов. Этим активно пользуются криминальные группы, создавая свой черный рынок труда по законам средневековья. Чтобы навести порядок в этой сфере, прежде всего, необходимо легализовать мигрантов, защитить их скромные права. Надо дать возможность гастарбайтерам честно трудится, жить в человеческих условиях, платить налоги государству, а не взятки чиновникам и полиции.

«Россия заинтересована в привлечении трудовых ресурсов из-за рубежа, но те, кто приезжает к нам, должны не нарушать закон. Соблюдение правил, в том числе уплата налогов, позволит обеспечить социальные гарантии и самим мигрантам. При этом, миграционное законодательство не обязательно должно быть жестким: жесткость нужна в контроле над его соблюдением». Об этом заявил журналистам спикер Госдумы Борис Грызлов, комментируя вопросы миграционной политики и миграционного законодательства в Международный день мигранта 18 декабря. Геополитические и национальные интересы России требуют срочных мер по формированию нового типа законодательства в миграционной сфере. Эта проблема не решается сама по себе, здесь нет быстрых и простых решений. Нам нужна тактически выверенная стратегически долгосрочная программа, которая отвечала бы интересам государства и многим миллионам русскоязычных людей, которые остались в странах СНГ.

Решением президента в конце 2012 года была создана Межведомственная рабочая группа по совершенствованию иммиграционного законодательства, задача которой - выработать продуманную миграционную политику Российской Федерации с учетом международных рекомендаций. В правительстве уже существуют разработки в этом направлении. Один из таких документов - «Концепция демографического развития страны на период до 2015 года». Этот документ выделяет следующие основные задачи в области миграции и расселения:

...

Подобные документы

    Знакомство с основными тенденциями миграционных процессов в Краснодарском крае. Миграции как неизменный и многовекторный процесс, в который вовлечены огромные массы людей. Рассмотрение статистических источников информации о миграции населения в России.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2014

    Понятие и особенности внутренней и внешней миграции. Характерные черты миграции в современной России. История миграционных потоков на территории России и бывших стран СССР. Цели и задачи правительства России в области регуляции миграционных процессов.

    реферат , добавлен 01.03.2011

    Общие и специальные факторы и социальные механизмы интеллектуальной миграции. Интенсивность миграционных процессов в современной России. Тенденции изменения интеллектуальной миграции, прогнозирование ее динамики в будущем. Интеллектуальный потенциал РФ.

    дипломная работа , добавлен 03.01.2011

    Понятие и разновидности миграции населения. Современные миграционные процессы в России и их изучение, проблема управления. Меры по регулированию внутренней миграции в стране. Современные показатели миграции сельского населения, проблемы и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    дипломная работа , добавлен 17.02.2015

    Классификация видов и причины миграции населения. Понятие сальдо миграции. Источники данных о размерах, структуре и направлении миграционных потоков. Динамика международной миграции в Российской Федерации в 1997-2011 гг. Природа незаконной миграции.

    презентация , добавлен 17.03.2014

    Сущность и особенности, а также главные направления внутри- и межрегиональной миграции населения, управления данными процессами в современном мире. Проблемы и предпосылки миграции трудовых ресурсов в РФ. Анализ внутрирегиональных миграционных процессов.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2014

    Основные виды миграции: внешняя, внутренняя, постоянная, временная, сезонная и маятниковая. Значимость и необходимость изучения миграционных процессов в практике государственного управления. Направления и цели миграционной политики в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Региональное развитие населения России. Территориальные особенности рождаемости. Региональные показатели смертности населения страны. Демографическая ситуация на Дальнем Востоке. Специфика миграционных процессов и их типология по регионам России.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2014

    Понятие "миграция населения". Виды миграций. Правовой статус вынужденных переселенцев. Факторы территориального перераспределения населения. Теории исследования миграционных процессов. Диссонирующий миграционный тренд. Цели миграционной политики РФ.

Из года в год население страны пополняется или убывает за счет миграционных процессов. Миграция осуществляется по разным причинам, среди которых главенствующую роль занимает экономическая нестабильность. Миграционные процессы можно классифицировать по-разному, т.к. это зависит от их формы, причин и размера.

Понятие миграции. Виды миграций

Миграцией населения называют смену места жительства, переезд из одного города в другой, за границу. В можно включить и переезд внутри самого села/города, однако это уже узкое определение, которое менее используется.

Миграция как демографический процесс сильно влияет на жизнь государства. Миграционным процессам придается главенствующая роль в формировании количества населения страны. Экономика также находится под влиянием переездов населения из одной страны в другую, причем это влияние может быть как положительным, так и негативным.

Отсюда возникают проблемы миграции, с которыми любое государство пытается бороться. Если это поток иммигрантов, то правительство регулирует заработные платы и количество рабочих мест, финансовую помощь. Если это отток населения из страны, проводятся попытки привлечения специалистов из других стран, ориентируется на стимулирование естественного прироста населения.

Миграция рабочей силы - явление сложное и неоднозначное, так как может оказывать положительное и отрицательное влияние на экономическое и социальное развитие стран, как принимающих, так и отдающих.

Последствия миграции рабочей силы для стран иммиграции (куда прибывают мигранты, т.е. принимающей страны):

  • - вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие измерения в экономике;
  • - иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрируют обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;
  • - достигается существенная экономия на затратах на обучение принимаемых рабочих и специалистов;
  • - иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики;
  • - иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная, следовательно, местные фирмы снижают издержки на заработную плату.
  • - ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;
  • - происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда;
  • - провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.

Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т.е. отдающей страны):

Положительное влияние для экономики:

  • - эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;
  • - из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;
  • - переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны. Например: Югославия ежегодно получает 7 млрд. дол. от экспорта рабочей силы;
  • - при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов.

Отрицательное влияние для экономики:

  • - страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;
  • - "утечка умов", в результате теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку.

Таким образом, неоднозначность последствий международной миграции рабочей силы как для стран экспортеров, так и для стран импортеров приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т.е. государственной миграционной политики.

Изучим направления миграционных потоков. Существуют следующие направления миграционных потоков:

  • * из развивающихся стран в высокоразвитые страны;
  • * между развитыми странами, вызванные неравномерным развитием отраслей по странам;
  • * внутри Западной Европы из стран с относительно меньшим уровнем доходов в более богатые страны, например, из Португалии, Италии, Испании в Германию, Англию и т. д.

В последнее время образовались новые миграционные потоки, исходящие из стран Восточной Европы и СНГ.

Средний период занятости мигрантов составляет примерно 10 лет (по разным странам срок не совпадает).

Последствия международной миграции труда для принимающей стороны.

Выигрыши страны следует расценивать по двум направлениям: исходя из влияния миграционных потоков на внутреннее состояние ее рынков (микроусловия), а также на формирование общего хозяйственного климата в стране (макроусловия).

На микроуровне возможность получения выигрыша от применения труда иностранных рабочих будет определяться степенью удовлетворения спроса на иностранную рабочую силу. Сам спрос такого рода является демонстрацией выгодности использования иностранной рабочей силы.

Выигрыши страны макроэкономического порядка многосторонни:

  • 1. Они связаны прежде всего с тем, что иммиграция расширяет потребительский спрос и тем самым расширяет емкость внутреннего рынка. Любой иммигрант, потребляющий в стране товары и услуги, создает на них дополнительный спрос. На него реагирует предложение, расширяя свои объемы. Считается, что каждый лишний потребитель генерирует еще одно полноценное рабочее место.
  • 2. Принимая поток иммигрантов, страна омолаживает армию занятой рабочей силы. Тем самым она создает условия для более высокой отдачи от ее использования.
  • 3. Успешная ассимиляция миграционных потоков создает условия для омолаживания нации. Это даст и экономический эффект, так как уменьшится доля иждивенческой нагрузки на каждого занятого (отчисления в фонд содержания престарелых).
  • 4. Иммиграция способствует формированию симбиоза традиций, мировоззрений, сближению национальных культур. В этом процессе происходят селекция и абсорбция лучших образцов мирового опыта, что обогащает возможности экономического развития.

Выигрыши страны значительно усиливаются, если ей удается увеличить число квалифицированных мигрантов.

Дополнительные выигрыши от расширения рынка квалифицированной рабочей силы за счет мигрантов:

  • * используя дополнительную квалифицированную рабочую силу, принимающая сторона получает возможность создавать более высокую стоимость ВНП и пожинать плоды научно-технического прогресса;
  • * оплату издержек по использованию высококвалифицированного труда принимающая страна осуществляет не полностью, так как она не компенсирует затрат на образование этих работников, которые много лет осуществляла другая страна.

Однако, принимая армию мигрантов, страна должна знать, к каким отрицательным последствиям следует приготовиться, с тем чтобы по возможности их нейтрализовать.

Отрицательные последствия допуска миграционных потоков на отечественный рынок труда:

  • 1. Обычно высоки издержки нелегальной миграции. Она усиливает в стране неконтролируемый характер хозяйственных процессов, может вести к росту криминальных структур, социальной нестабильности. Страна ставится перед необходимостью оградить себя от неконтролируемой миграции, опасаясь, что проигрыши от нее перекроют очевидные выгоды, связанные с использованием иностранной рабочей силы. Поэтому в странах с большим опытом использования труда иностранцев действует законодательство, регулирующее их труд и проживание.
  • 2. Использование иностранного труда означает расширение объема предложения труда и, соответственно, снижение общего уровня оплаты национального рынка. По некоторым позициям может усилиться безработица.
  • 3. Миграционные потоки включают в себя социально неблагополучные слои общества, многие из которых скрываются от правосудия своей страны. Вливаясь в армию занятых другой страны, они вносят в нее свои криминальные традиции и связи. Поэтому преступность в стране обычно возрастает.
  • 4. Поскольку мигранты являются менее оплачиваемыми слоями населения, права которых по сравнению с коренным населением ущемляются, их пребывание в стране сопряжено с усилением социальной напряженности.
  • 5. Как следствие названных процессов большой поток миграции вызывает рост националистических настроений у титульного населения.
  • 6. Издержками миграционных вливаний может быть образование замкнутых сфер экономической активности или анклавы с так называемой этнической экономикой. Подобные образования могут вести

к потере управляемости национальной экономики. Их разрастание опасно тем, что иммигранты начинают строить свои стратегии уже не на основе подчинения сложившимся устоям страны. Они пытаются навязывать стране именно свои условия. Такая ситуация говорит о том, что в стране допущено превышение количества мигрантов сверх их оптимального уровня.

Оценивая негативы нарастающей миграции, особенно неквалифицированной рабочей силы, развитые страны посчитали ее сложившийся масштаб как опасный для их экономики. Они столкнулись с недостатком дополнительного жилья, пособий по трудоустройству, угрозами роста безработицы. Но главным проводником интересов «защиты» национального рынка труда стали профсоюзы. Именно профсоюзы являются инициаторами и лоббистами ужесточения иммиграционных барьеров. Эти организации отражают интересы трудящихся отечественного рынка, которые видят в иммигрантах своих конкурентов. В результате большинство развитых стран проводит протекционистскую миграционную политику, призванную защитить интересы своего населения. Она включает в себя систему выставления ежегодных квот для лиц, желающих въехать в страну, а также для тех, кто въезжает на правах работающих по контракту.

В настоящее время развитые страны ужесточили миграционные барьеры. Пока еще пускают к себе в страну Канада, Австралия и отчасти Германия. Усиливается принудительная высылка нелегальных иммигрантов. Однако отношение к миграции высококвалифицированной рабочей силы иное, т. к. ее использование дает стране новый импульс роста ВНП.

Последствия международной миграции труда для стран-доноров.

К полученным выигрышам можно отнести:

  • * снижение безработицы и, соответственно, уровня социального напряжения;
  • * расширение емкости внутреннего рынка за счет валютной помощи эмигрантов своим родственникам. Приток иностранной валюты способствует и укреплению позиций отечественной денежной единицы;
  • * повышение уровня квалификации, производственной и бытовой культуры рабочей силы страны за счет влившихся в нее вернувшихся мигрантов. Бывшие мигранты по окончании контракта, вернувшись в хозяйственную среду своей родины, становятся проводниками новых знаний и навыков.

Если отечественная экономика к этому времени стала развиваться более интенсивно, подобные специалисты становятся весьма востребованными. Они используются во многих областях национальной экономики, где внедряются новейшие технологии и ноу-хау, уже апробированные на Западе. Сегодня подобная ситуация характерна для специалистов Индии и Китая, которые, отработав по контракту в высокоразвитых странах, начинают продвигать накопленный ими опыт у себя на родине, способствуя продвижению своей страны по пути догоняющего развития.

Главные негативные последствия оттока части трудовых ресурсов за рубеж:

  • * утечка интеллекта и квалифицированных кадров. Этот процесс следует рассматривать как потерю национального богатства страны;
  • * ухудшение возрастного состава занятой рабочей силы. Страна теряет наиболее молодую и здоровую часть рабочей силы.

Влияние миграции на валовой внутренний продукт.

Проблема миграции крайне актуальна в наше время по многим причинам. С одной стороны, иммигранты притесняют русского человека, являются весьма конкурентоспособными при устройстве на работу, но в тоже время они поддерживают ВВП России: ведь они живут и работают здесь. Давайте всё-таки разберёмся, «помогает» ли миграция нашей стране или всё же «вредит».

Для начала рассмотрим график (рис.2), где отображена миграция населения за последние 15 лет. По графику видно, что за весь период иммиграция выше эмиграции, а значит, население страны увеличивается. Также это говорит об относительной стабильности в стране и о хороших условиях жизни. Значит, большинство граждан довольно своим положением, а в других странах по каким-то причинам население стремится переехать из своей страны. Основными причинами этого может являться низкая зарплата, плохие условия труда, а также недовольство политической обстановкой в стране. Нас больше интересуют данные последних лет. Как мы видим, эмиграция неуклонно сокращается. В то же время эмиграция стремительно растёт, начиная с 2004 года. Такое «раздвоение» говорит об улучшении жизни в стране.

Рис. 1

В таблице 1 представлена динамика ВВП России. В целом наблюдается положительная тенденция повышения ВВП, если не считать 2009 года. Но, «потери» в том году связаны отнюдь не с миграцией, а с неэффективной экономической политикой. "Отмечается неблагоприятная ситуация в банковской сфере, банки сокращают кредиты населению. Новая тенденция, которая проявилась во втором квартале, - это резкое снижение доходов населения. Это привело к более быстрому сокращению потребительского спроса, чем это виделось в начале года.

Таблица 1 Темпы роста ВВП, (в постоянных ценах; 2000=100)

«Сокращается инвестиционный спрос», - перечислил негативные факторы директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Алексашенко. Из одновременного роста миграции и ВВП можно заключить, что миграция идет на пользу стране в целом. Более того, ВВП на душу населения также растет. Напомню, что при увеличении прироста миграции, увеличивается и количество населения страны. При недостаточном увеличении ВВП, ВВП на душу населения будет падать, что будет означать падение уровня жизни в стране, ухудшение жизни каждого отдельного жителя. Если также вспомнить правило убывающей предельной полезности (в данном случае - каждый следующий иммигрант приносит меньший прирост ВВП), становится ясно, насколько сложно контролировать миграционные потоки, и насколько жестко правительство контролирует этот вопрос.

Но всё ли действительно так хорошо? Чтобы понять более точное влияние миграции на экономику страны, воспользуемся корреляцией. При расчетах мы получили коэффициент корреляции равный -0,508, что говорит об обратной зависимости между приростом населения и приростом ВВП. То есть, каждый мигрант, приехавший в страну, уменьшает прирост ВВП. Скорее всего, это происходит из-за того, что мигранты вывозят за границу часть денежной массы России. Следовательно, нужно заинтересовать мигрантов остаться на ПМЖ и ограничить вывоз финансовых средств за границу.

Правительство проводит очень хорошую политику в области миграции в это непростое время, но, как говориться, нет предела совершенству. Советую предложить внести несколько возможных улучшений в миграционную политику страны. Я согласен с предложениями водить иммигрантов в музеи, а также обязать их знать русский язык. Насчет пенсии - считаю это лишним. Выше уже было сказано, что квалифицированное коренное население страны уезжает, а ему на замену становятся неквалифицированные иммигранты. В связи с этим, я считаю, что нужно улучшать условия жизни коренных жителей, чтобы минимизировать эмиграцию. Также, с целью легализации необходимо ожесточить контроль над мигрантами, особенно в местах прибытия в страну. Так как трудовая миграция играет важную роль в нашей стране, можно ввести курсы по повышению квалификации. Это поможет улучшить качество и проффесионализм работников, приехавших из-за границы. Для повышения уровня контроля над мигрантами нужно ввести штраф нанимателям нелегальных иммигрантов (тем, кто не проверил их трудовые книжки, лицензию), и тем, кто предоставляет им жильё. Привлечь мигрантов на ПМЖ можно несколькими способами. Во-первых, создать специальные организации для предоставления работ иммигрантам. Ведь они приезжают в Россию со стремлением к стабильности, а зачастую работают на определенных сезонных работах. Также нужно упростить технологию приобретения гражданства.

Таким образом, обобщая разные подходы, концепции и теории, объясняющие причины миграции рабочей силы, можно выделить ряд наиболее существенных факторов:- экономическое неравенство между богатыми и бедными странами;- демографический дисбаланс;- разрушение социальных связей, вызываемое экономическим развитием;- связи между странами выезда и странами въезда;- глобальная информационная и транспортная сеть;- семейные стратегии;- миграционные сети;- институты посредников.

В условиях глобализации происходит увеличение роли миграционных процессов. Современная демографическая ситуация в глобальном масштабе охарактеризована сочетанием двух полярных структур населения, в одной из них наблюдается естественная убыль населения, в другой прирост. ВишневскийА. Г., говоря о такой демографической асимметрии, оперирует понятиями мирового «севера» «юга» 29 .В предыдущей главе было сказано о «третьем демографическом переходе» (Д. Коулмен) меняющем не только структуру населения, но и его состав. Миграционный прирост препятствует убыли населения и позволяет сохранять баланс в соотношении различных возрастных групп. Большинство развивающихся стран с высоким уровнем воспроизводства населения являются зонами «питания» населения для экономически развитых стран, где складываются отрицательные тенденции естественного прироста. В отношении миграционных потоков можно разделить мир на две части страны-доноры и страны-реципиенты. Характер миграционных направлений оказывает различное влияние на демографическую структуру этих стран.

Демографическое старение и сокращение трудовых ресурсов - одни из важнейших аргументов для стимулирования миграции. Основной движущей силой миграции является трудовая мобильность. Недостаток рабочих мест и необходимость внешних заработков, для поддержания мигрантских домохозяйств – мощный фактор миграции. Такие иммигранты, как правило, находятся в трудоспособном возрасте, в случае их интенсивной миграции это позволяет снизить демографическую нагрузку в странах притока. В предыдущей части главы были рассмотрены структуры международной миграции нескольких стран, все их объединяет схожесть возрастных профилей иммиграции. Понятно, что возрастной профиль стран исхода тот же самый, только миграция здесь ведет, напротив, к росту демографической нагрузки, но страны этого могут и не ощущать из-за высокой доли молодежи. Отток молодежи из небогатых стран может служить и своего рода «предохранительным клапаном», ведь одна из гипотез современных арабских революций – наличие «молодежного бугра» 30 .

Помимо экономической активности эта возрастная категория мигрантов находится в репродуктивном возрасте, это положительно сказывается на рождаемости. Особенно ярким примером могут служить иммигранты из стран третьего мира, где репродуктивные установки населения гораздо выше 31 , чем в развитых странах. Следовательно, увеличивая численность молодого населения сейчас, такие мигранты повышают ее и в будущем, путем дополнительного роста рождаемости. Но этот рост не так велик: по данным на начало 2000-х гг., иммигранты повышали СКР в отдельных европейских странах на 0,05 – 0,14 32 .

Важнее поэтому, что мигранты способствуют омоложению населения в регионах притока. Более ярко эта тенденция выражена для ведущих мировых городов, таких, как Лондон или Париж (рисунки 12–13) 33 . На рисунке 12 представлена интенсивность миграции Парижа. Здесь четко прослеживается, что положительное миграционное сальдо присутствует только в молодой возрастной группе 15–29 лет, в то время как в старших возрастах отток населения выше числа прибытий. В Лондоне, в разрезе внутренней и международной миграции, видно, что положительное миграционное сальдо также складывается в молодой возрастной группе (рисунок 13). В остальных возрастах отрицательный миграционный баланс обеспечивается за счет внутренней миграции, где происходят выбытия. Поскольку интенсивное вливание молодого населения сопровождает отток лиц старших возрастов, население в какой-то мере проходит ротацию, ведущую к снижению пенсионной нагрузки на трудоспособное население и росту доли лиц в трудоспособном возрасте.

Рисунок 12. Интенсивность миграции по возрастным группам населения Большого Парижа, 2005 год

Источник: Слука Н. А. Глобальные города на передовой демографической модернизации / Демоскоп Weekly// Электронный журнал. 8-21 марта 2010. №413-414. URL: / оригинальный источник: Insee. Ile-de-France. Faitsetchiffres. 2006. № 137

Но в территориях, откуда они выезжают, складывается обратная ситуация: происходит ускорение старения населения, в отдельных странах «севера» - депопуляция. Франк Свячны анализирует эти последствия для Германии 34 . Отток населения из регионов не только сокращает численность в настоящем, но и в будущем, за счет потери численности в репродуктивных возрастах, то есть сокращения «возможных» рождений. Потери в численности молодого населения негативно складываются на тенденциях уровня смертности (происходит рост этого показателя, выраженного в общих коэффициентах). Но в случае с оттоком населения в старших возрастных группах, мы приходим к положительным тенденциям развития демографической структуры региона. В северных регионах России, например,вХанты-МансийскомАО или Ямало-Ненецком АО, мы можем наблюдать подобное явление. Действие ротационной модели занятости и миграции в этих регионах приводит к тому, что при достижении пенсионных возрастов население выезжает из региона, тем самым омолаживая еговозрастную структуру «сверху». Это сказывается на общих коэффициентах смертности.

Миграция населения - это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов.

Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения .

Миграции активно вмешиваются в процессы урбанизации, оказывают влияние на формирование систем расселения.

Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в районы нового освоения позволяет развивать в них не только сырьевые, но и технически более сложные производства по глубокой комплексной переработке добываемого сырья. Создаваемые переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия повышают экономический потенциал территории.

Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.

Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда.

Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.

К сожалению, наше законодательство в области миграции сложилось как охранно-запретительное. Оно возвело труднопреодолимые барьеры на пути мигрантов, в том числе из стран СНГ. Правда, в последнее время в закон о гражданстве внесены поправки: созданы определенные преференции для тех, кто приезжает из СНГ. Но подобные поправки не внесены в закон о пребывании иностранцев. Они не касаются трудового найма мигрантов, оформления вида на жительство в России. Доступ к процедуре получения гражданства для таких лиц практически закрыт, несмотря на то, что в законе вроде бы все написано хорошо. Очень немногим удается пробить эту стену .

Насколько такой порядок соответствует интересам страны? Отвечая на этот вопрос, важно представлять нашу демографическую ситуацию в целом. Росстат России, эксперты ООН, независимые отечественные демографы, зарубежные специалисты - все единодушны по поводу того, что население России будет очень быстро сокращаться. По крайней мере до 2030 г. Даже те, кого можно назвать оптимистами и романтиками, кто надеется, что мы можем добиться перелома в рождаемости, признают, что до 2030 г. в стране сохранится очень тяжелая демографическая ситуация.

Пессимистический прогноз (по сути - экстраполяционный) исходит из того, что, если тенденции в области рождаемости, смертности и миграции, а также вся миграционная политика не изменятся, то население России к 2050 г. уменьшится вдвое.

Оптимистических прогнозов нет. Отчасти к ним можно отнести так называемые средние варианты прогнозов. В частности, Перепись несколько подняла планку перспективной численности населения. При условии, что миграционный прирост достигнет примерно 0,6 млн. человек в год, население страны к 2026 г. составит 137 млн. (сейчас оно немногим превышает 144 млн.). К середине века численность населения России может сократиться на треть. Прогноз численности трудоспособного населения сомнений не вызывает. Ведь он касается уже родившихся людей, которые будут постепенно вступать в трудоспособный возраст. С 2007 г. начнется убыль трудоспособных контингентов. Если рождаемость начала падать 20 лет назад, то теперь ее отрицательная динамика скажется на численности вступающих в трудоспособный возраст. Пенсионерами же станут люди, родившиеся в период высокой рождаемости: соотношение работающих и пенсионеров ухудшится .

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что самым дефицитным ресурсом страны в ближайшей перспективе будет труд. Не нефть, не газ, не деньги, а труд, особенно квалифицированный. На рынке труда сложится исключительно благоприятная для трудоустройства конъюнктура. А это значит, что при всех условиях нам потребуются иммигранты. Миграция населения (в первую очередь трудовая) - позитивное явление, позволяющее сбалансировать прирост населения, прежде всего числа трудоспособных лиц. Современная миграционная ситуация в России является ни чем иным как отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны.