Меню

Внутренний контроль в учреждении. Виды и формы контроля в бюджетной организации Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении пример

Разное

Факты хозяйственной деятельности осуществляются в организации постоянно и непрерывно: отгружаются товары для продажи, выпускается готовая продукция, приходуются материальные ценности на склад, поступают деньги на расчетный счет и в кассу организации, расходуются денежные средства на оплату продавцам за приобретенные у них товары (работы, услуги), выдачу зарплаты работникам и т. д.

Статья 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» обязывает вести внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной деятельности . В дополнение к этому компания обязана осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, если ее отчетность подлежит обязательному аудиту (за исключением тех случаев, когда руководитель компании принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). Процедуры внутреннего контроля должны быть задокументированы.

Основные требования, которые предъявляют к отчетности и выполнение которых проверяют внутренние контролеры:

  • достоверность — отчетность должна отражать реальные хозяйственные операции, которые можно легко проверить и подтвердить документально;
  • полнота — отчетность должна содержать все необходимые данные для заинтересованных лиц и включать в себя соответствующие комментарии;
  • нейтральность — отчетность не должна отражать интересы каких-либо лиц;
  • преемственность — последовательность применения форм отчетности и их содержания от одного отчетного периода к другому.

Компания сама решает, каким образом организовать внутренний контроль:

  • создать отдел внутреннего контроля, внутреннего аудита, ревизионный отдел;
  • заключить договор со сторонней организацией.

ЭТО ВАЖНО

Выбирая способ контроля, нужно руководствоваться принципом разумности: трудозатраты при осуществлении контрольных функций должны быть сопоставимы с полученным результатом.

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Субъект внутреннего контроля — это собственник, работник организации, совершающий контрольные действия при исполнении возложенных на него обязанностей.

Субъекты внутреннего контроля целесообразно распределить следующим образом:

  • первый уровень (главное звено) — участники (собственники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно (с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов);
  • второй уровень — исполнители, непосредственно выполняющие возложенные на них обязанности по осуществлению контроля (сотрудники отдела внутреннего аудита, члены ревизионной комиссии и т. д.);
  • третий уровень — сотрудники, выполняющие контрольные функции в силу своих служебных обязанностей (административно-управленческий персонал, персонал, обслуживающий компьютерные системы, сотрудники отдела бухгалтерского учета, маркетинговой службы и др.);
  • четвертый уровень — сотрудники, осуществляющие контроль в силу производственной необходимости (рабочие, иные технические работники, участвующие в производственном процессе и контролирующие работу оборудования).

Объект внутреннего контроля — это предмет, на который направлено контрольное воздействие. Объектами внутреннего контроля могут быть:

  • человеческие, финансовые, материальные, информационные ресурсы организации;
  • системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов;
  • результаты функционирования организации и т. п.

Система внутреннего контроля должна быть организована так, чтобы обеспечить руководству, инвесторам, учредителям, иным заинтересованным лицам уверенность в том, что:

  • включенная в бухгалтерскую (финансовую) отчетность информация полная, достоверная, правильно классифицирована и оценена;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность дает верное и объективное представление о деятельности предприятия в целом;
  • средства предприятия не могут быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;
  • любая информация, относящаяся к коммерческой тайне организации, надежно защищена;
  • все существенные замечания и недостатки вовремя выявляются и исправляются, риски по возможности сводятся к минимуму;
  • внутренняя отчетность оперативно передается лицам, уполномоченным принимать управленческие решения.

В связи с этим при осуществлении внутреннего контроля за подготовкой финансовой отчетности уделяют внимание следующим контрольным процедурам :

  • сверке остатков на отчетную дату в первичных документах (выписках банка, отчетах кассира, актах сверки, материальных отчетах, карточках складского учета) с остатками, числящимися на счетах бухгалтерского учета;
  • сопоставимости остатков по счетам бухгалтерского учета, отраженных в оборотно-сальдовой ведомости или главной книге на начало и конец отчетного периода (года), с данными, указанными в бухгалтерском балансе;
  • инвентаризации материальных ценностей и обязательств;
  • проверке соответствия ведения бухгалтерского учета и сформированной на его основании бухгалтерской отчетности требованиям законодательства, положениям учетной политики и рабочему плану счетов;
  • проверке первичных документов, на основании которых делаются записи в бухгалтерском учете.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Процедуры внутреннего контроля должны быть описаны в рабочих и отчетных документах. Рабочие документы составляют в ходе проверки. В них кратко описывают контрольную процедуру и порядок ее выполнения, фиксируют замечания. На основании рабочих документов заполняют Журнал (регистры) финансового контроля , в котором указывают:

  • предмет контроля;
  • должность, инициалы ответственных лиц проверяемого объекта (например, при проверке бухгалтерской отчетности указывают инициалы главного бухгалтера);
  • должность, инициалы лица, ответственного за проведение проверки (руководитель службы внутреннего аудита, финансовый директор и т. д.);
  • замечания и время на их устранение;
  • подпись лица, осуществляющего проверку и составившего документ.

По окончании проверки составляют отчет и оценивают работу проверяемого подразделения . В отчете необходимо указать объект проверки, проведенные контрольные процедуры, выявленные замечания, риски и предложения по их устранению, сроки устранения, ответственных за исправление замечаний. Шкала и параметры оценки отражаются в Протоколе внутренней проверки, который прикладывается к отчету.

Подготовительным документом к проведению внутреннего контроля служит Карта внутреннего финансового контроля. Она содержит наименование объекта проверки, инициалы руководителя проверяемого объекта, периодичность контроля, инициалы должностных лиц, осуществляющих контрольные действия, а также иные необходимые данные.

При разработке Карты внутреннего финансового контроля учитывают следующее:

  • актуальность проверок и их периодичность;
  • степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, техническими, материальными и финансовыми);
  • равномерность распределения нагрузки контролеров.

Рассмотрим на примере, какие формы внутреннего контроля можно применить на предприятии и как их нужно заполнять.

ПРИМЕР

Строительная компания-подрядчик выполняет строительно-монтажные работы на объектах в соответствии с договорами подряда, заключенными с генеральным подрядчиком. Работы ведутся на нескольких объектах как собственными силами, так и с привлечением субподрядчиков.

Компания имеет службу внутреннего контроля, которая контролирует:

  • ведение бухгалтерского учета, подготовку и составление бухгалтерской отчетности;
  • соблюдение сроков выполнения работ согласно графику, согласованному с заказчиком;
  • соблюдение заказчиками сроков оплаты работ, указанных в договоре подряда (выявляет при этом просроченную задолженность, возможности к ее истребованию);
  • учет работ, выполняемых собственными силами, по каждому объекту строительства и определяет финансовый результат в конце каждого квартала по такому объекту;
  • использование материальных ресурсов.

При осуществлении внутреннего контроля используется Карта внутреннего финансового контроля (планово-подготовительный документ). Пример такой карты за 2015 г. представлен в табл. 1.

Таблица 1. Карта внутреннего финансового контроля за 2015 г.

Объект внутреннего финансового контроля

Периодичность проведения контроля

Ответственный проверяемого объекта

Ответственный за проведение контроля

Контрольные процедуры

Бухгалтерская отчетность

Ковалев А. И. —руководитель службы внутреннего контроля

Проверка первичных документов, методов и способов отражения хозяйственных операций на соответствие законодательству и внутренним нормативным актам, сопоставимость статей бухгалтерской отчетности, счетов бухгалтерского учета и первичных документов

Учет работ, выполняемых собственными силами, по каждому объекту строительства, определение прибыли (убытка) в конце каждого квартала по этому объекту, использование материальных ресурсов

Иванова В. И. — главный бухгалтер

Климов М. Н. — главный инженер

Сверка показателей первичных документов по учету материалов с данными бухучета, проверка обоснованности и норм списания МПЗ, участие в инвентаризации МПЗ на объекте

Дебиторская задолженность

Ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом

Кириенко А. В. — старший менеджер

Авдеев С. И. — коммерческий директор

Выявление просроченной задолженности заказчиков по оплате, наличие предъявленных претензий и расчетов по оплате неустоек

Объект проверки — дебиторская задолженность на 31.12.2015

  1. Контрольная процедура «Выявление просроченной дебиторской задолженности заказчиков и документов по ее востребованию».

В ходе проведения указанной процедуры составляется рабочий документ —таблица данных по просроченной дебиторской задолженности на конец проверяемого периода и расчет неустойки (табл. 2).

Таблица 2. Просроченная дебиторская задолженность по состоянию на 31.12.2015, руб.

Заказчик

Сроки погашения задолженности по договору

Дата подписания акта выполненных работ КС-2

Сумма просроченного долга

Количество дней просрочки на 31.12.2016

Размер неустойки

Сумма неустойки

Наличие претензии к заказчику

ООО «Монолит»

ООО «Домстрой»

Оплата в течение 10 рабочих дней после подписания КС-2

1/300 ставки ЦБ РФ от суммы долга за каждый календарный день просрочки

Итого

8 525 000

1 375 416,67

Результаты проверки, указанные в рабочих документах, переносятся в Журнал внутреннего финансового контроля. Пример заполнения такого Журнала по объекту «Дебиторская задолженность на 31.12.2015» представлен в табл. 3.

Таблица 3. Журнал внутреннего финансового контроля по проверке дебиторской задолженности на 31.12.2015

Дата проверки

Предмет контроля и контрольные действия

Выявленные нарушения

Старший менеджер Кириенко А. В.

Коммерческий директор Авдеев С. И.

Выявление просроченной дебиторской задолженности заказчиков

Не предъявлена претензия заказчикам ООО «Монолит» и ООО «Домстрой» о не поступившей в срок оплате, не начислена неустойка

До 20.01.2016/старший менеджер

Контролер И. С. Марченко

Объект проверки — учет работ, выполняемых собственными силами, и контроль за использованием материальных ресурсов в IV кв. 2015 г.

1. Контрольная процедура «Определение прибыли (убытка) по каждому объекту строительства за IV кв. 2015 г., работы на котором выполнялись собственными силами».

Заполненный рабочий документ по данной процедуре представлен в табл. 4.

Таблица 4. Определение прибыли (убытка) по объектам строительства за IV кв. 2015 г., руб.

Объект строительства

Выручка

Материальные затраты

Эксплуатация стройтехники

Зарплата

Прибыль

Студенческое общежитие

Больница

Итого

12 627 609

1 926 245

5 586 025

2 120 200

2 735 139

2. Контрольная процедура «Сопоставление фактически списанных материалов с нормой, определенной в сметных расчетах».

Пример заполнения рабочего документа по указанной процедуре представлен в табл. 5.

Таблица 5. Сопоставление нормы с фактическим расходом материалов на объекте

Объект строительства

Сумма фактически использованных МПЗ за декабрь (материальный отчет КС-19), руб.

Нормы списания МПЗ за декабрь (отчет о расходах материалов КС-29), руб.

Разница, руб.

Экономия/перерасход

Студенческое общежитие

Перерасход

Больница

Перерасход

Перерасход

Итого

1 853 040

1 740 710

3. Контрольная процедура «Определение материалов, по которым был перерасход, и расчет расхода наиболее часто используемого материала по норме и факту».

Пример заполнения рабочего документа по данной процедуре представлен в табл. 6.

Таблица 6. Расчет расхода строительных материалов по норме и факту

Наименование МПЗ

Единица измерения

Норматив на 100 м 2

Выполнение

Норма по смете

Списано по факту

Отклонение нормы от факта в материальном отчете

Цементный раствор

На 1000 кг больше

Керамогранит

На 300 м 2 больше

Клей плиточный

На 500 кг больше

4. Контрольная процедура «Проверка расхода ГСМ стройтехники, используемой на объекте, сопоставление фактически израсходованных за месяц горюче-смазочных материалов по путевым листам с нормой их расхода, установленной в организации».

Рабочий документ по указанной контрольной процедуре представлен в табл. 7.

По итогам проверки заполняется Журнал внутреннего финансового контроля (табл. 8).

Таблица 8. Журнал внутреннего финансового контроля по проверке учета работ, выполняемых собственными силами, и обоснованного использования ресурсов в IV кв. 2015 г.

Дата проверки

Руководитель объекта проверки

Лицо, ответственное за проведение проверки

Контрольные действия

Выявленные нарушения

Дата устранения замечания

Подпись лица, осуществлявшего контрольные процедуры

На основании КС-2 рассчитывалась прибыль (убыток) по каждому объекту за IV кв. 2015 г., работы на котором выполнялись собственными силами

Не выявлено

Руководитель службы внутреннего контроля А. И. Ковалев

Главный бухгалтер Иванова В. И.

Руководитель службы внутреннего контроля Ковалев А. И., главный инженер Климов М. Н.

Сравнивалось фактическое списание МПЗ с нормой

Установлено сверхнормативное списание МПЗ на объектах строительства. Нужно выяснить причину списания сверх нормы

До 25.02.2016/главный инженер

Контролер И. С. Марченко

Объект проверки — бухгалтерская отчетность

Итоговый отчетный регистр бухгалтерского учета — оборотно-сальдовая ведомость. На ее основании формируется бухгалтерский баланс. Оборотно-сальдовая ведомость строительной компании за 2015 г. представлена в табл. 9.

Таблица 9. Оборотно-сальдовая ведомость за 2015 г., руб.

Счет

Сальдо на начало периода

Обороты за период

Сальдо на конец периода

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Итого

51 549 060,28

51 549 060,28

617 438 516,08

617 438 516,08

26 304 236,48

26 304 236,48

1. Контрольная процедура «Сопоставление показателей в отчетных регистрах бухгалтерского учета и финансовой отчетности».

Пример заполнения рабочего документа по данной процедуре приведен в табл. 10 и 11.

Таблица 10. Сопоставление показателей бухгалтерского учета и бухгалтерского баланса

Счета бухгалтерского учета

Сумма, тыс. руб.

Бухгалтерский баланс (строки)

Сумма, тыс. руб.

Выявленные отклонения

I . Внеоборотные активы

Разница между остатками по счетам:

Дебет счета 01 «Основные средства» минус Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» = 660 275,03 - 444 103,31 = 216 171,72 руб., или 216 тыс. руб.

Стр. 1130 «Основные средства»

Строка 1130 = 216 171,72 руб., или 216 тыс. руб.

Ст р. 1100 «Итого по разделу I »

II. Оборотные активы

Сальдо по Дебету счета 10 «Материалы» = 8 151 290,43 руб. плюс Сальдо по Дебету счета 41 «Товары» = 273 860,69 руб. плюс Сальдо по Дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» = 11 942,23 руб.

Итог: 8 437 093,35 руб., или 8437 тыс. руб.

Стр. 1210 «Запасы»

Сальдо по Дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» = 0

Стр. 1220 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Сальдо по Дебету счета 60.2 «Авансы выданные» = 793 341,48 руб. плюс Сальдо по Дебету счета 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» = 9 557 446,88 руб. плюс Сальдо по Дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» = 74 650,29 руб.

Итог: 10 425 438,65 руб., или 10 425 тыс. руб.

Стр. 1230 «Дебиторская задолженность»

Сальдо по Дебету счета 50 «Касса» = 17,70 руб. плюс Сальдо по Дебету счета 51 «Расчетные счета» = 2 714 979,70 руб.

Итог: 2 714 997,40 руб., или 2715 тыс. руб.

Стр. 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты»

Сальдо по Дебету счета 58 «Финансовые вложения» = 560 541,61 руб. плюс Сальдо по Дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» = 3 505 890,44 руб.

Итог: 4 066 432,05 руб., или 4067 тыс. руб.

Стр. 1240 «Финансовые вложения за исключением денежных эквивалентов»

Сумма строк: 1210 + 1220 + 1230 + 1240 + 1250 = 8437 + 10 425 + 4067 + 2715 = 25 644 тыс. руб.

Стр. 1200 «Итого по разделу II »

Баланс активов

Сумма строк: 1100 + 1200 = 216 + 25 644 = 25 860 тыс. руб.

Стр. 1600 «Баланс »

III . Капитал и резервы

Сальдо по Кредиту счета 80 «Уставный капитал» = 50 000 руб., или 50 тыс. руб.

Стр. 1310 «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)»

Сальдо по Кредиту счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» = 3 018 629,41 руб., или 3019 тыс. руб.

Стр. 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Сумма строк: 1310 + 1370 = 50 000 + 3 018 629,41 = 3 068 629,41 руб., или 3069 тыс. руб.

Стр. 1300 «Итого по разделу III »

V . Краткосрочные обязательства

Суммируются остатки по Кредиту счетов:

60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» = 20 444 071,64 руб. плюс 62.2 «Авансы полученные» = 1 852 415,01 руб. плюс 68 «Расчеты по налогам и сборам» = 18 520,94 руб. плюс 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (в части задолженности) = 83 316,09 руб. плюс 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» = 393 180,08 руб.

Итог: 22 791 503,76 руб., или 22 791 тыс. руб.

Стр. 1520 «Кредиторская задолженность»

Строка 1520 = 22 791 тыс. руб.

Стр. 1500 «Итого по разделу V »

Баланс пассивов

Сумма строк: 1300 + 1500 = 3069 + 22 791 = 25 860 тыс. руб.

Стр. 1700 «Баланс »

Таблица 11. Сопоставление показателей бухгалтерского учета и отчета о финансовых результатах

Счета бухгалтерского учета

Сумма, тыс. руб.

Отчет о прибылях и убытках (строки)

Сумма, тыс. руб.

Выявленные отклонения

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Разница между кредитовым оборотом счета 90.1 «Выручка» и дебетовым оборотом счета 90.3 «Налог на добавленную стоимость» = 76 262 128,95 - 11 633 206,09 = 64 628 922,86 руб., или 64 629 тыс. руб.

Стр. 2110 «Выручка»

Дебетовый оборот счета 90.2 «Себестоимость продаж» в корреспонденции с кредитовым оборотом счета 20 «Основное производство» = 38 732 965,11 руб. и счета 41 «Товары для продажи» = 17 885 926,60 руб.

Итог: 56 618 891,71 руб., или 56 619 тыс. руб.

Стр. 2120 «Себестоимость продаж»

Разность строк: 2110 - 2120 = 64 629 - 56 619 = 8010 тыс. руб.

Стр. 2100 «Валовая прибыль/убыток»

Дебетовый оборот счета 90.2 «Себестоимость продаж» в корреспонденции с кредитовым оборотом счета 44 «Коммерческие расходы»

Стр. 2210 «Коммерческие расходы»

Дебетовый оборот счета 90.2 «Себестоимость продаж» в корреспонденции с кредитовым оборотом счета 26 «Общехозяйственные расходы» = 7 106 304,89 руб., или 7106 тыс. руб.

Стр. 2220 «Управленческие расходы»

Разность строк: 2100 - 2210 - 2220 = 8010 - 7106 = 904 тыс. руб.

Стр. 2200 «Прибыль/убыток от продаж»

Прочие доходы и расходы

Кредитовый оборот счета 91.1 «Прочие доходы» в аналитике учета «Проценты, полученные от долевого участия в других организациях»

Стр. 2310 «Доходы от участия в других организациях»

Кредитовый оборот счета 91.1 «Прочие доходы» в аналитике учета «Проценты полученные», в том числе по кредитам выданным = 170 460,30 руб., или 170 тыс. руб.

Стр. 2320 «Проценты к получению»

Дебетовый оборот счета 91.2 «Прочие расходы» в аналитике учета «Проценты уплаченные», в том числе проценты по полученным кредитам и займам = 0

Стр. 2330 «Проценты к уплате»

Кредитовый оборот счета 91.1 «Прочие доходы», где указаны доходы от реализации материалов за минусом начисленной суммы НДС = 0

Стр. 2340 «Прочие доходы»

Дебетовый оборот счета 91.2 «Прочие расходы», где отражены себестоимость реализованных на сторону материалов, услуги банка, начисленные штрафные санкции за неисполнение обязательств по договорам = 380 087,38 руб., или 380 тыс. руб.

Стр. 2350 «Прочие расходы»

Бухгалтерская прибыль

Строки 2200 + 2310 + 2320 - 2330 + 2340 - 2350 = 904 + 170 - 380 = 694 тыс. руб.

Стр. 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения»

В этой строке отражается сумма налога на прибыль, рассчитанная в налоговом учете и указанная в стр. 180 Листа 02 Налоговой декларации по прибыли = 5 500 000 руб., или 5500 тыс. руб.

Стр. 2410 «Текущий налог на прибыль»

Разность строк: 2300 - 2410 = 694 - 190 = 504 тыс. руб.

Стр. 2400 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода»

2. Контрольная процедура «Сопоставление данных первичных документов и счетов бухгалтерского учета, проверка первичных документов по форме и содержанию на соответствие требованиям законодательства».

Уровень существенности, принятый в строительной компании при подтверждении достоверности финансовой отчетности, — 5 % от валюты баланса. Валюта баланса — 25 860 тыс. руб. Соответственно, уровень существенности будет составлять 1293 тыс . руб . Несущественные суммы строк финансовой отчетности во внимание не принимаются.

Пример заполнения рабочего документа к указанной контрольной процедуре с учетом уровня существенности представлен в табл. 12.

Таблица 12. Сопоставление данных первичных документов и счетов бухгалтерского учета

Регистры бухучета

Сумма, руб.

Подтверждающие документы, предъявленные на проверку

Замечания

Дебет счета 10 «Материалы»

Остатки МПЗ на 31.12.2015 в материальных отчетах прорабов по объектам строительства за декабрь

Не представлен материальный отчет по объекту больница

Дебет счета 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Акты сверки расчетов с заказчиками

Отсутствуют акты сверки с заказчиком ООО «Монострой» (объект — студенческое общежитие) — не подтверждена задолженность на сумму 2 500 000 руб.

Дебет счета 51 «Расчетные счета»

Выписки банка

Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Кредитный договор на выдачу кредита сотруднику организации, ведомость расчетов процентов, расходные ордера, подтверждающие погашение кредита сотрудником

Существенных расхождений не выявлено

Кредит счета 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Акты сверки расчетов с поставщиками и субподрядчиками

Отсутствуют акты сверки с поставщиком ООО «Сатурн» — не подтверждена кредиторская задолженность на сумму 1 350 000 руб.

Кредит счета 62.2 «Авансы полученные»

Акты сверки расчетов с заказчиками, оплатившими аванс

Существенных расхождений не выявлено

Кредитовый оборот счета 90.1 «Выручка» без НДС

Акты выполненных работ

Существенных расхождений не выявлено

Дебет счета 90.2 «Себестоимость продаж» Кредит счета 20 «Основное производство» и счета 41 «Товары для продажи»

Акты выполненных работ, отчеты по форме М-29, товарные накладные

Дебет счета 90.2 «Себестоимость продаж» Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы»

Отчеты по заработной плате и начисленным страховым взносам АУП

Существенных расхождений не выявлено

По итогам проверки оформляется Журнал внутреннего финансового контроля (табл. 13).

Таблица 13. Журнал внутреннего финансового контроля по проверке бухгалтерской отчетности за 2015 г.

Дата проверки

Руководитель объекта проверки

Лицо, ответственное за проведение проверки

Контрольные действия

Выявленные нарушения

Дата устранения замечания/ответственный

Подпись лица, осуществлявшего контрольные процедуры

Главный бухгалтер Иванова В. И.

Руководитель службы внутреннего контроля Ковалев А. И.

Сопоставлены данные регистров бухучета и финансовой отчетности

Не выявлено

Руководитель службы внутреннего контроля А. И. Ковалев

Главный бухгалтер Иванова В. И.

Руководитель службы внутреннего контроля Ковалев А. И.

Сопоставлены данные первичных документов и счетов бухгалтерского учета

Отсутствуют некоторые первичные учетные документы, подтверждающие записи в бухучете. Следует истребовать необходимые документы

До 25.03.2016/главный бухгалтер

Контролер И. С. Марченко

Оценка работы бухгалтерского подразделения за 2015 г. дается в Протоколе внутренней проверки.

Протокол № 1 от 29.02.2016 «Оценка системы внутреннего контроля и подготовки бухгалтерской отчетности за 2015 г

Раздел

Название раздела

Оценка

Примечание

Требования к документации

Соответствие требованиям законодательства, формам, утвержденным в учетной политике

Составление уполномоченными лицами в сроки, указанные в графике документооборота

Отражение хозяйственных операций в соответствии с первичной документацией

Ответственность руководства

Выполнение поставленных перед отделом целей

Организация работы отдела

Ответственность, полномочия и их взаимосвязь

Управление ресурсами

Обеспечение материальными ресурсами

Обеспечение трудовыми ресурсами

Инфраструктура

Производственная среда

Проведение процесса

Бухгалтерский учет

Качество выполнения бухгалтерского учета

Данные аналитического учета соответствуют оборотам и остаткам по счетам синтетического учета

Своевременность, полнота и последовательность отражения бухгалтерских операций

Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации

Измерение, анализ

Арифметические методы

Мониторинг и измерения

Анализ данных

Итого количество баллов по столбцам

Количество очков с оценкой 3

Количество очков с оценкой 2

Количество очков с оценкой 1

Количество очков с оценкой 0

Итого количество очков

Максимальное количество очков

Итоговая оценка в баллах

Примечание к Протоколу:

3 балла — процедура соответствует требованиям процесса и его качеству, полностью выполняется;

2 балла — процедура соответствует требованиям процесса и его качеству, но выполняется не полностью;

1 балл — не полностью соответствует требованиям процесса и его качеству, не выполняется;

0 баллов — не соответствует требованиям процесса.

Ковалев А. И. Ковалев

Главный бухгалтер Иванова В. И. Иванова

Контролер Марченко И. С. Марченко

По результатам проверки достоверности бухгалтерской отчетности, на основании рабочих документов и Журнала внутреннего финансового контроля составляется отчет о проведенной проверке.

Отчет по результатам проведения внутреннего финансового контроля

за составлением бухгалтерской отчетности за 2015 г.

Цель проведения: контроль за подготовкой и составлением бухгалтерской отчетности за 2015 г.

Дата начала проверки: 25.02.2016.

Дата окончания проверки: 29.02.2016.

Состав группы:

  • руководитель службы внутреннего контроля — Ковалев А. И.;
  • внутренний контролер — Марченко И. С.

Перечень документов, предъявленных на проверку:

  • оборотно-сальдовая ведомость за 2015 г.;
  • бухгалтерский баланс за 2015 г.;
  • отчет о финансовых результатах за 2015 г.;
  • учетная политика;
  • договоры подряда, договоры поставки, сметная документация, первичная документация (товарные накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ, материальные отчеты прорабов, отчеты о расходе материалов на объектах, кассовые документы, платежные поручения и т. п.).

Уровень существенности — 1293 тыс. руб.

Краткий перечень основных замечаний и рекомендаций

Выявленные замечания

Последствия

Ответственный

Сроки исполнения

Не подтверждены материальные запасы по местам хранения, снижен контроль за сохранностью материальных ресурсов

Прораб должен представить материальный отчет по объекту больница. Отчет должен быть подтвержден главным инженером

Главный инженер Климов М. Н.

Не представлен отчет М-29 о расходе материалов за ноябрь и декабрь по объекту больница

Не подтверждена себестоимость объекта больница, снижен контроль за использованием материальных ресурсов

Прораб должен представить отчет М-29 по объекту больница. Отчет должен быть подтвержден главным инженером

Главный инженер Климов М. Н.

Отсутствуют акты сверки с поставщиком ООО «Сатурн»

Не подтверждена кредиторская задолженность по стр. 1520 на сумму 1 350 000 руб.

Старшему менеджеру Кириенко А. В. истребовать у ООО «Сатурн» акт сверки расчетов на 31.12.2015 и представить его в бухгалтерию

Отсутствуют акты сверки с заказчиком ООО «Монострой» (объект — студенческое общежитие)

Не подтверждена дебиторская задолженность по стр. 1230 на сумму 2 500 000 руб.

Старшему менеджеру Кириенко А. В. истребовать у ООО «Монострой» акт сверки расчетов на 31.12.2015 и представить его в бухгалтерию

Финансовый директор Авдеев С. И.

Заключение: принимая во внимание материалы рабочих документов и данные Журнала внутреннего финансового контроля, бухгалтерскую отчетность за 2015 г. можно назвать достоверной во всех существенных отношениях.

Приложения к настоящему Отчету:

1. Протокол внутренней проверки № 1 от 29.02.2016.

2. Журнал внутреннего финансового контроля № 3 от 28.02.2016.

Руководитель группы по контролю Ковалев А. И. Ковалев

Согласовано:

Главный бухгалтер Иванова В. И. Иванова

Осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета – обязанность каждого учреждения. Для главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) порядок такого контроля установлен нормативными правовыми актами, а получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения должны установить порядок внутреннего контроля в рамках формирования учетной политики.

Внутренний контроль и учетная политика

Обязанность осуществлять внутренний контроль установлена целым рядом нормативных актов. Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля устанавливается учреждениями в рамках формирования учетной политики (п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н ; далее – Инструкция № 157н). При этом для его осуществления и (или) в целях упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни, принимаемых к отражению на счетах бухгалтерского учета, учреждение вправе на основе первичных учетных документов, составленных в подтверждение указанных операций, составлять также сводные учетные документы (п. 7 Инструкции № 157н).
Таким образом, учреждение обязано утвердить порядок осуществления финансового контроля, который может быть предварительным и последующим. Проверять можно не только первичные учетные, но и сводные документы, составленные на их основе.
Порядок осуществления внутреннего контроля должен включать в себя:

- цели его осуществления (например, повышение качества бухгалтерского учета, минимизация количества ошибок);
- ответственные за его организацию лица (например, заместитель руководителя учреждения или главный бухгалтер);
- виды внутреннего контроля (например, предварительный, текущий, последующий контроль, самоконтроль и контроль по подчиненности);
- описание методики внутреннего контроля;
- оформление результатов внутреннего контроля (акты, журнал и т.д.);
- мероприятия по результатам его проведения (дисциплинарные взыскания и поощрения и т.д.).

Кроме порядка осуществления внутреннего контроля в соответствующем разделе учетной политики (или положении о внутреннем контроле как приложении к учетной политике) необходимо установить, кто его осуществляет. Указать можно должность, отдел или комиссию. Конкретный состав комиссии может быть установлен отдельным приказом руководителя учреждения.

Обязанность ГРБС

Согласно статье 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ ГРБС обязан осуществлять внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим ГРБС и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ГРБС утверждены постановлением Правительства РФ

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о внутреннем финансовом контроле разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете",

Приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению",

[выбрать нужное:

Для казенного учреждения:

- От 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению (далее - Инструкция N 162н);

Для бюджетного учреждения:

- От 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 174н);

Для автономного учреждения:

- От 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"]

И уставом учреждения.

Положение устанавливает цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового контроля.

1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на обеспечение соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета (плана), повышение качества составления и достоверности бухгалтерской отчетности и ведения бухгалтерского учета, а также на эффективное использование средств бюджета.

Система внутреннего контроля представляет собой совокупность субъектов внутреннего контроля и мероприятий внутреннего контроля.

1.3. Система внутреннего контроля обеспечивает:

Установление соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций требованиям нормативно-правовых актов и положениям учетной политики учреждения, а также принятым регламентам и полномочиям сотрудников;

Достоверность и полноту отражения фактов хозяйственной жизни в учете и отчетности учреждения;

Своевременность подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Предотвращение ошибок и искажений;

Недопустимость финансовых нарушений в процессе деятельности учреждения;

Сохранность имущества учреждения.

1.4. Объектами внутреннего финансового контроля являются:

Плановые документы (калькуляции, расчеты плановой себестоимости, план материально-технического снабжения и иные плановые документы учреждения);

Контракты и договоры на приобретение продукции (работ, услуг), оказание учреждением платных услуг;

Локальные акты учреждения;

Первичные подтверждающие документы и регистры учета;

Факты хозяйственной жизни, отраженные в учете учреждения;

- [выбрать нужное:

Для казенного учреждения - бюджетная;

Для бюджетного и автономного учреждений - бухгалтерская], финансовая, налоговая, статистическая и иная отчетность учреждения;

Имущество и обязательства учреждения;

Штатно-трудовая дисциплина.

1.5. Субъектами системы внутреннего контроля являются:

Руководитель учреждения и его заместители;

Комиссия по внутреннему контролю;

Руководители и работники учреждения на всех уровнях.

Разграничение полномочий и ответственности органов (лиц), задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

1.6. Внутренний контроль в учреждении основывается на следующих принципах:

Принцип законности - неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных законодательством РФ и локальными актами учреждения;

Принцип независимости - субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;

Принцип объективности - внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;

Принцип ответственности - каждый субъект внутреннего контроля несет ответственность в соответствии с законодательством РФ за ненадлежащее выполнение контрольных функций;

Принцип системности - проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре учреждения.

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля возлагается на [указать должность, фамилию и инициалы].

2.2. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляют:

[выбрать нужное:

1) руководители всех уровней;

2) работники учреждения;

3) комиссия по внутреннему контролю;

4) иные лица].

2.2.1. [при осуществлении контроля Комиссией]

Комиссия по внутреннему контролю утверждается

[выбрать нужное:

1) настоящим Положением;

2) приказом руководителя учреждения.

Утвердить постоянно действующую комиссию по внутреннему контролю в следующем составе:

1) Председатель комиссии: [указать: должность, фамилию и инициалы];

2) Члены комиссии: [указать: должности, фамилии и инициалы].

Состав комиссии по внутреннему контролю утверждается отдельным приказом руководителя учреждения.]

2.3. Учреждение применяет следующие процедуры внутреннего контроля:

[выбрать нужное:

Документальное оформление: записи в регистрах бухгалтерского учета осуществляются только на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность существенных оценочных значений - исключительно на основе расчетов);

Подтверждение соответствия между объектами (документами) и (или) их соответствия установленным требованиям; соотнесение оплаты материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей;

Санкционирование сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности их совершения;

Сверка расчетов учреждения с поставщиками и покупателями (прочими дебиторами и кредиторами) для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности

Сверка остатков по счетам бухгалтерского учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги;

Разграничение полномочий и ротация обязанностей;

Процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;

Надзор за правильностью сделок, учетных операций; за точностью составления смет, планов; за соблюдением сроков составления отчетности;

Процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами: регламент доступа к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедура восстановления данных, процедуры, обеспечивающие бесперебойное использование информационных систем; логическая и арифметическая проверка данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни. Исключается внесение исправлений в информационные системы без документального оформления;

Иные процедуры].

2.4. Методами проведения внутреннего финансового контроля являются контрольные процедуры, указанные в п. 2.3 настоящего Положения, применяемые в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности.

2.5. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в следующих формах:

Предварительный контроль;

Текущий контроль;

Последующий контроль.

2.5.1. В рамках предварительного контроля осуществляется:

[выбрать нужное:

Проверка документов учреждения до совершения хозяйственных операций в соответствии графиком документооборота, проверка расчетов перед выплатами;

Проверка законности и экономической целесообразности проектов заключаемых контрактов (договоров), визирование договоров и прочих документов, из которых вытекают денежные обязательства;

Контроль за принятием обязательств учреждения в пределах утвержденных плановых назначений;

Проверка проектов приказов руководителя учреждения;

Проверка бухгалтерской, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до утверждения или подписания;

Иные действия].

2.5.2. Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе и включает в себя:

[выбрать нужное:

Проведение повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета (плана);

Осуществление мониторинга расходования целевых средств по назначению, оценка эффективности и результативности их расходования;

Анализ главным бухгалтером (его заместителем) конкретных журналов операций (в том числе в обособленных подразделениях) на соответствие методологии учета и положениям учетной политики учреждения;

Контроль за соблюдением правил осуществления кассовых операций, оформления кассовых документов, установленного лимита кассы, хранением наличных денежных средств; проведение внезапных ревизий кассы; ежедневное составление Справок о фактическом наличии денежных средств, хранящихся в кассе (с покупюрной разбивкой);

2.5.3. При проведении мероприятий последующего контроля в учреждении осуществляется:

Анализ исполнения плановых документов;

Проверка наличия имущества учреждения;

Проверка материально ответственных лиц, в том числе закупок за наличный расчет с внесением соответствующих записей в Книгу учета материальных ценностей, проверка достоверности данных о закупках в торговых точках;

Соблюдение норм расхода материальных запасов;

Контроль (проверка) финансово-хозяйственной деятельности обособленных подразделений;

Проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и отчетности учреждения.

К мероприятиям последующего контроля со стороны комиссии по внутреннему контролю относятся:

Проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

Инвентаризация имущества и обязательств учреждения.

2.6. Для реализации внутреннего контроля профильная комиссия проводит плановые и внеплановые проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Основными объектами плановой проверки являются:

Соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета и норм учетной политики;

Правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском учете;

Полнота отражения и правильность документального оформления фактов хозяйственной жизни;

Своевременность и полнота проведения инвентаризаций;

Достоверность отчетности.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам и фактам хозяйственной жизни, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

Периодичность проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждения:

Плановые проверки - [указать периодичность] в соответствии с утвержденным руководителем учреждения планом контрольных мероприятий;

Внеплановые проверки - по мере необходимости.

3. Оформление результатов контрольных мероприятий учреждения

3.1. Комиссия по внутреннему контролю (уполномоченное должностное лицо) осуществляет анализ выявленных нарушений, определяет их причины и разрабатывает предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, к которым могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

3.2 Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде Акта, подписанного всеми членами комиссии, который направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения внутреннего контроля.

3.3. По окончании года комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения отчет о проделанной работе, в котором отражаются:

Сведения о выполнении плановых и внеплановых проверок;

Результаты контрольных мероприятий за отчетный период;

Меры по устранению выявленных нарушений и недостатков;

Анализ выявленных нарушений (недостатков) по сравнению с предыдущим периодом;

Вывод о состоянии финансово-хозяйственной деятельности учреждения за отчетный период.

4. Права, обязанности и ответственность субъектов системы внутреннего контроля

4.1. Председатель комиссии по внутреннему контролю перед началом контрольных мероприятий составляет план (программу) работы, проводит инструктаж с членами комиссии и организует изучение ими законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих финансовую и хозяйственную деятельность учреждения, информирует членов комиссии с материалами предыдущих проверок.

Председатель комиссии обязан:

Организовать проведение контрольных мероприятий в учреждении согласно утвержденному плану (программе);

Определить методы и способы проведения контрольных мероприятий;

Осуществлять общее руководство членами комиссии в процессе проведения контрольных мероприятий, распределить направления проведения контрольных мероприятий между членами комиссии;

Быть принципиальным, соблюдать профессиональную этику и конфиденциальность.

Председатель комиссии имеет право:

Проходить во все здания и помещения, занимаемые объектом внутреннего финансового контроля, с учетом ограничений, установленных законодательством;

Давать указания должностным лицам о представлении комиссии необходимых для проверки документов и сведений (информации);

Получать от должностных, а также материально-ответственных лиц учреждения письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольных мероприятий, копии документов, связанных с осуществлением финансовых, хозяйственных операций объекта внутреннего финансового контроля;

Привлекать сотрудников учреждения к проведению контрольных мероприятий, служебных расследований по согласованию с руководителем учреждения;

Вносить предложения об устранении выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий нарушений и недостатков.

Члены комиссии обязаны:

Быть принципиальными, соблюдать профессиональную этику и конфиденциальность;

Проводить контрольные мероприятия учреждения в соответствии с утвержденным планом (программой);

Незамедлительно докладывать председателю комиссии о выявленных в процессе контрольных мероприятий нарушениях и злоупотреблениях;

Обеспечить сохранность полученных документов, отчетов и других материалов, проверяемых в ходе контрольных мероприятий.

Члены комиссии имеют право:

Проходить во все здания и помещения, занимаемые объектом внутреннего финансового контроля, с учетом ограничений, установленных законодательством о защите государственной тайны;

Ходатайствовать перед председателем комиссии о представлении им необходимых для проверки документов и сведений (информации).

4.2. Руководитель и проверяемые должностные лица учреждения в процессе контрольных мероприятий обязаны:

Оказывать содействие в проведении контрольных мероприятий;

Представлять по требованию председателя комиссии и в установленные им сроки документы, необходимые для проверки;

Давать справки и объяснения в устной и письменной форме по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольных мероприятий.

4.3. Субъекты внутреннего контроля в рамках их компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

4.4. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями ТК РФ.

5. Оценка состояния системы финансового контроля

5.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

5.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и в случае необходимости разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности ", 2009, N6

ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ:

РАЗРАБАТЫВАЕМ, УТВЕРЖДАЕМ, ПРИМЕНЯЕМ

Как показывает практика, не все учреждения уделяют внимание всем этапам контроля, некоторые ограничиваются лишь вялотекущим и последующим контролем. В таком случае учреждению можно посоветовать другую методику внутреннего контроля, которая включает в основном последующий контроль уже совершенных операций.

Определяемся с внутренними плановыми

и внеплановыми проверками

Контроль посредством проведения проверок наиболее практикуется внешними ревизорами учреждения, что не мешает прибегать к таким методам при осуществлении внутреннего контроля. Как для плановых, так и для внеплановых проверок может понадобиться ревизионная комиссия, которая будет заниматься указанными мероприятиями контроля. Работники такой комиссии несут ответственность за обоснованность выводов по результатам проверки, составленный отчет и предложения руководству <3>.

<3> Помимо плановых и внеплановых, проверки могут делиться на тематические, обобщающие и комплексные в зависимости от специфики и сферы деятельности бюджетного учреждения.

Плановые проверки осуществляются с определенной периодичностью, поэтому их объекты и сроки проведения указываются в графике проверок. Он включает: объект проверки, период, срок проведения и ответственных исполнителей. Из перечисленных пунктов особое внимание следует уделить направлениям работы ревизионной комиссии. Учреждения самостоятельно выбирают объекты для проверки. Перечислим основные из них, которые чаще других фигурируют в положении о внутреннем контроле:

Соблюдение действующего законодательства и норм учетной политики;

Целевое использование бюджетных средств;

Правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;

Полнота и правильность документального оформления операций;

Отражение в учете доходов и расходов по внебюджетным средствам ;

Сохранность финансовых и нефинансовых активов учреждения;

Достоверность отчетности бюджетного учреждения.

В программе внутренних проверок перечисленные вопросы могут быть разбиты на подвопросы по контролю конкретных подразделений, участков и хозяйственных операций.

При внеплановых внутренних проверках контролируются вопросы, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях и злоупотреблениях, поэтому в положении о внутреннем контроле могут быть не указаны объекты внеплановой проверки. В то же время нужно перечислить по крайней мере основания проведения такой проверки (неустранение нарушений, выявленных в ходе планового контроля, получение сведений о несоблюдении законодательства).

Любая проверка, независимо от того, является она внутренней или внешней, заканчивается оформлением результатов. По результатам контроля руководитель может принять следующие решения: привлечение к ответственности, поощрение работников, иные решения в пределах его компетенции. На основании выводов, сделанных по результатам проверки, составляется отчет. В него включаются все объекты проверки, а также описание выявленных недостатков и нарушений. На основании отчета разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, назначаются сроки и ответственные лица.

Пара слов о важном для бухгалтера приложении

Положение о внутреннем контроле предназначено для всех работников учреждения. То же самое можно сказать об одном из неотъемлемых приложений - положении о внутреннем документообороте. Его соблюдают все сотрудники, на которых распространяется действие документа, но больше всех с ним работает бухгалтерия. Безусловно, положение о внутреннем контроле - более емкий документ по сравнению с положением о документообороте, но для бухгалтера большинство разделов относится именно к системе документооборота.

О том, что включает в себя система документооборота, сказано в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете <4>. В частности, в нее входят:

Первичные документы;

Учетные регистры, бухгалтерская и налоговая отчетность;

График документооборота;

Порядок хранения документов.

<4> Утверждено Минфином СССР 29.07.1983 N 105.

Все элементы являются важными, но, как показывает практика, недостаточно внимания уделяется графику документооборота. Он составляется для того, чтобы упорядочить движение документов в бюджетном учреждении и обеспечить своевременное получение бухгалтерской службой первичных документов, их учет и хранение. Следовательно, прежде всего в графике должны быть установлены сроки движения документов по основным этапам: создание (передача), проверка (обработка), хранение. График лучше оформить распоряжением руководителя как приложение к приказу об учетной политике. С ним следует ознакомить под расписку всех должностных лиц, ответственных за составление и представление тех или иных документов, в установленные сроки.

Подведем итоги

Несмотря на то что для бюджетных учреждений четких инструкций по составлению положения о внутреннем контроле нет, как видим, этот документ не настолько сложен, чтобы у бухгалтера не хватило навыков его составить. Главное - выделить основные разделы и прописать все то, что необходимо для достижения поставленной цели.

С. Булаев

Эксперт журнала

"Бюджетные учреждения:

ревизии и проверки

финансово-хозяйственной

деятельности"

Подписано в печать

Положению о внутреннем контроле в нормативных актах уделяется не много внимания. Данный материал поможет грамотно составить этот важный документ.

Внутренний контроль - что это такое?

Одним из важных условий обеспечения эффективности использования денежных средств, трудовых и материальных ресурсов учреждения является повышение действенности и результативности финансового и хозяйственного контроля.

Система внутреннего финансового и хозяйственного контроля в учреждении включает:

Нормативно-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц;

Субъекты, то есть должностных лиц, осуществляющих контроль;

Объекты контрольной деятельности;

Виды, формы и методы внутреннего финансового и хозяйственного контроля;

Целенаправленное руководство внутренним финансовым и хозяйственным контролем;

Планирование деятельности в области внутреннего контроля.

При организации внутреннего контроля в учреждении следует руководствоваться нормами:

Бюджетного кодекса РФ;

Налогового кодекса РФ;

Трудового кодекса РФ;

Локальными нормативными актами.

Также надо обратить внимание на отраслевые и ведомственные инструкции и проанализировать сложившуюся практику.

Основные задачи

К основным задачам внутреннего контроля относятся:

Контроль (проверка) за соблюдением в учреждении федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ, правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов;

Исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;

Законность совершения кассовых операций в учреждении;

Организация учета и обеспечение сохранности имущества в учреждении;

Установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;

Выявление внутрихозяйственных резервов и принятие мер к использованию их в интересах обеспечения деятельности учреждения;

Установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете;

Точность и полнота документации бухгалтерского учета;

Своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;

Предотвращение ошибок и искажений в учете;

Изучение причин недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, принятие действенных мер к их устранению, предупреждению и своевременному возмещению причиненного ответственными лицами материального ущерба;

Изучение опыта практического применения в учреждении действующих положений, инструкций и иных правовых актов, определяющих нормы и порядок финансового и материального обеспечения, в целях их совершенствования.

Разделы Положения о внутреннем контроле

Организация внутреннего контроля, руководство контрольно-ревизионной работой и ответственность за ее состояние определяются в Положении о внутреннем контроле в учреждении.

В этот документ можно включить следующие разделы.

1. Цели, задачи и принципы внутреннего контроля. В данном разделе следует указать нормативные документы, применяемые в рамках указанных мероприятий, а также соответственно их цели и задачи.

2. Порядок организации внутреннего контроля. То есть указать объекты контроля, график проведения мероприятий, порядок их оформления.

3. Права и обязанности контролирующих и контролируемых лиц. В этом разделе необходимо определить состав комиссии по осуществлению внутреннего контроля, разграничение полномочий и т. п.

4. Ответственность сторон по соблюдению положения о внутреннем контроле.

5. Оценка состояния эффективности системы внутреннего контроля в учреждении. Оценка осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

6. Иные необходимые разделы.

Должностные лица, на которых возложена работа по организации внутреннего финансового контроля в учреждении, должны рассматривать материалы ревизий и проверок внешних контролирующих органов и принимать меры к своевременному устранению выявленных нарушений и недостатков, повышению качества и эффективности контроля.

Комиссии необходимо рассматривать результаты финансово-хозяйственной деятельности учреждения, разрабатывать предложения по ее улучшению. Также следует принимать необходимые меры к укреплению кассовой, плановой, договорной и штатной дисциплины, соблюдению законности, предупреждению и пресечению бесхозяйственности, халатности, расточительства и злоупотреблений в расходовании денежных средств и материальных ценностей. Особое внимание необходимо уделять проверке организации закупок для государственных (муниципальных) нужд в учреждении.

Проверка финансовой деятельности

Отметим и такой немаловажный момент. Мероприятия, проводимые в рамках внутреннего финансового контроля, должны быть взаимозависимыми и последовательными.

Вначале должна быть проведена проверка:

Финансово-плановых документов (составление смет, штатных расписаний, тарификаций и т. п.);

Порядка начисления заработной платы, назначений пенсий и пособий (наличие положений об оплате труда, приказов о приеме, переводе и увольнении сотрудников, приказов о создании комиссии по ФСС и т. п.);

Других локальных документов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в учреждении.

А позднее, после совершения финансово-хозяйственных операций, производят последующий финансовый контроль документации. Например, проверяют кассовые операции, достоверность операций, совершенных по бюджетным и внебюджетным лицевым счетам, расчеты с подотчетными лицами, поставщиками и покупателями, полноту оприходования материальных запасов, готовой продукции, правильность принятия к учету и выбытия основных средств, проведение ремонтных работ и т. п.

Одно из важных направлений - проверка документов

В целях упорядочения процесса составления документов и отражения в них данных можно посоветовать:

Создать график документооборота учреждения (возможно, как приложения к учетной политике);

Последовательно нумеровать первичные документы каждого вида в течение отчетного периода (это нужно также для обеспечения поиска документов при необходимости и выявления отсутствующих документов);

Гасить первичные и оправдательные документы в установленных случаях (это необходимо во избежание повторного их использования);

Брошюровать документы в папки по окончании отчетного периода;

Организовать архив;

Сдавать папки с документами в архив по истечении сроков оперативного хранения документов, установленных графиком документооборота организации;

Своевременно составлять первичные документы.

В соответствии с предъявляемыми требованиями первичные документы в учреждении должны:

Оформляться в момент совершения хозяйственных операций или сразу после их окончания, иначе возрастает вероятность ошибочных записей в первичном документе. Кроме того, операция вообще может остаться неотраженной в учете;

Соответствовать типовым унифицированным формам, если таковые установлены;

Соответствовать формам документов, описанным в учетной политике организации (в случае когда формы документов установлены учетной политикой учреждения); >|Все, кто оформит подписку на журнал на 2012 год, получат доступ к сервису «Учетная политика 2012» www.budgetnik.ru).|<

Кроме того, бухгалтерские справки, содержащие обоснование исправлений в случаях, когда в бухгалтерский учет вносятся исправления, специальные расчеты, должны быть изложены просто и ясно во избежание двусмысленного толкования.

Оформление ревизий и проверок

По результатам проведенного мероприятия составляется соответствующий акт. В нем следует отразить:

Программу проверки, утвержденную приказом руководителя учреждения;

Характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;

Виды, методы и приемы, способы, применяемые при проведении проверки;

Анализ соблюдения законодательных и нормативных актов РФ;

Выводы о результатах проведения мероприятий внутреннего контроля;

Размеры причиненного материального ущерба, другие последствия допущенных нарушений, а также виновных должностных лиц;

Описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок в дальнейшей работе.

При включении в акт выявленных недостатков, нарушений и злоупотреблений необходимо указать на то, какие нормативные акты нарушены, и на подлинные документы, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей. Например, если в приходном кассовом ордере (при получении суммы из банка в кассу) указана сумма, не соответствующая сумме по банковской выписке, то в акте следует указать номер, дату, сумму ПКО, номер листа кассовой книги, дату выписки банка, сумму, списанную с лицевого счета.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме обязаны представить руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

Только на основании полной и достоверной информации руководитель может принять адекватные меры.