Меню

Гласные после шипящих. Диктанты по русскому языку О е после шипящих и ц диктант

Отделка

ДИКТАНТ-ШУТКА

Чокнутый шотландец-обжора в шелковых дешевых шортах, сидя на жесткой решетке, ел харчо и пшенную кашу с печенкой, откусывая черствый черный хлеб и запивая все это компотом из крыжовника.
А чопорный щеголь, сидя в своей трущобе, напевая шепотом, прищелкивая бечевкой, делал четкий шов на черном капюшоне, тоже подумывая насчет обеда и негодуя на свой прожорливый желудок.
И вдруг послышался шорох... Жонглируя саженным шомполом, подошел непричесанный жокей с пухлыми щечками, с усами щеточкой и коротенькой челочкой.
Вид этого «почетного» гостя, его шоколадного цвета желчное лицо, похожее на сморщенный желудь, и уморительные желтые черточки на тяжелых чеботах вызвали неостановимый смех у трущобных обитателей.

Для начала сообщаю ученикам, что шипящих в русском языке всего 4 – ж, ш, ч, щ .
Предлагаю упражнения-разминку на формирование фонема тического восприятия и внимание. (Количество и необходимость таких упражнений определяет учитель.)

· Эти специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа. На эту работу отводится 3–5 минут урока.

После того как дети научились легко выполнять эти упражнения, т. е. фонематическое восприятие и внимание активизировано, можно приступать к работе над орфограммами.

Задание 1 . Продиктовать предложения в темпе школьного диктанта. Выписать все шипящие .

1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. Жаркие солнечные лучи и шепот морского прибоя зовут отдыхающих на пляжи (ж ч ч ш щ ж).
3. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
4. Бывают чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно.
Вот. (ч ж ж ж ж ж ж)

5. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

6. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужасно больно.
Вот. (ж ч ж ж ж ж ж)

7. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

Задание 2. Укажите часть слова (к орень – к или з а к орнем зк ), в которой имеется орфограмма « о е ё после шипящих и ц ». Исключение обозначьте: искл , а глаголы и отглагольные формы – г .

Образец: Желтый пушок – к, зк .

Черный, шов, испеченный, ночевка, желтый, шел, шоколад, бечевка, течет, кошелка, печенка, зайчонок, расческа, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щелка, рассечет, медвежонок.

Ответ: к, искл, г, г, к, г, искл, к, г, к, к, зк, к, зк, зк, искл, искл, к, г, зк .

Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц» .

а) в корне под ударением пиши ё , если слово можно изменить так, чтобы писалось е ё лтый – же лтеть) ; остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о , без ударения – е ;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т. е. словах, которые образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр дирижёр, тренажёр, но танцор .

Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё . Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.

Задание 4 . Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о , прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)

· Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.

Теперь приступаем непосредственно к отработке написания о–е–ё после шипящих. Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание учащихся на то, что для данного правила нужно уметь видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других частей речи.
(Под термином «отглагольные формы» подразумеваются слова, которые образованы от глагола. Это и причастия, и отглагольные существительные, и прилагательные. Снимается необходимость определять часть речи , что упрощает выполнение действий.)

Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

Проверь себя:

1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е (а не ё ) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).

Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.

Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.

Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы .

Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.

Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.

Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.

Средний уровень . Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14 .

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д. Розенталь, И. Голуб . Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Высокий уровень . Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ

1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с орф. № 14, объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).

На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией .

P. S. С удовольствием выписываю вашу газету, хотя она почти не по карману. Кроме того, что она – хороший помощник в работе, это еще и ниточка, связывающая меня с Россией. Да, не в чести сейчас русский язык в Украине, как и все русское.

Работать шофёром, цитрусовые растения, цирковой артист, тоненькая жёрдочка, свежие огурцы, с детским врачом, панцирь черепахи, жокейская шапочка, вести под уздцы, робкий шёпот, загородное шоссе, рой пчёл, могучего богатыря, шёлковое платье, большого рюкзака, костюм работницы, молочный шоколад, выглянешь в оконце, чёткая дикция, выводок цыплят, наденет капюшон, слышатся шорохи, рассыпались жёлуди, цветы акации, добрые молодцы.

Диктант 6. Тема «Правописание глаголов»

Искупаться в речке, терпим бедствие, возмущаться и негодовать, приклеит марку, не найти бинокль, слышится отовсюду, выпрыгнет из будки, чувствуешь испуг, весело хохочет, придётся постараться, грохочет камнепад, мягко стелет, растаяли весной, разбудит утром, надо стремиться вперед, стеречь избушку, бережно обращаться, пойдешь направо, посеет на грядке, вертишься на стуле, тяжело дышит, отправишься на вокзал, вежливо извиниться, услышит издалека.

Диктант 7. Тема «Контрольный словарный диктант»

Велосипедный фонарь, старинное пианино, мягкий диванчик, выйти из огня, цыганский наряд, телефонный справочник, сделать изо льда, растёт под окном, расчётливые дельцы, царицыно повеление, расположиться в кабинете, одеваться безвкусно, подъёмная машина, точно рассчитаешь, лиловый цветочек, подняться на цыпочки, качается подо мной, обширная площадь, расцвет искусства, редакция газеты, маршрутное такси, пролетает над озером, чехол для гитары, конфетная коробка, опираться на плечо товарища, безграмотная речь, отцовский ремень, корзиночка с пирожками, расписание на завтра, цикл телевизионных передач, искусное изделие, подробный отчет, цирковой артист, встречаем рассвет, собирается уезжать.

Диктант 8. Тема «Контрольный словарный диктант»

Стремиться к достижению цели, отдать рапорт, идти по аллее, портреты героев России, посетить хоккейный матч, изредка выглядывает солнце, устная речь, вести диалог, исчезнуть вдали, раскрытый парашют, тренировать память, низкий барьер, посвятить стихотворение, смотреть вверх, футбольный мяч, варенье из крыжовника, богатое воображение, устный рассказ, повернуть налево, объезжать окрестности, искусство балета, разъярённый зверь, вскоре почувствовать, идти вдвоём, отражаться в озере, впечатление от фильма, играем в баскетбол, синтаксическая ошибка, серьёзное жюри, пейзажная зарисовка, беспримесное вещество, шёлковая шёрстка, обратиться с просьбой, измеряем объем, тяжёлый рюкзак, прекрасный помощник, значительное расстояние, восклицательная интонация, внимательно работаешь, душистая травка, чудесный аромат, лиловые гроздья сирени, праздничный салют, доноситься отовсюду, багряные листья, арабские цифры, отвезти на машине, прелестный образ, речной трамвайчик, никогда не унывает, безвкусная пища, иллюстрации к рассказу, территория зоопарка, тренер известного спортсмена, объявление на вокзале, выразительное лицо, беседовать вдвоём, заботливо держит, компьютерная мышь.



Контрольные диктанты (связные тексты)

Диктант 1. Охота на кабана

Один раз на Кавказе мы пошли на охоту за кабанами, и Булька побежал за мной.

В лесах, где живут кабаны, бывает много вкусных плодов: дикого винограда, шишек, яблок, груш, ежевики, желудей. И когда все эти плоды поспеют и тронутся морозом, кабаны отъедаются и жиреют.

Я услыхал протяжный лай гончих собак и побежал к тому месту. Мне уже слышен был треск по чаще. Это ворочался кабан с собаками. Вдруг я услыхал, как зашуршало что-то сзади, и увидал Бульку. Я побежал за ним, но чем дальше я шёл, тем лес становился чаще и чаше. Сучки сбивали с меня шапку, били по лицу.

Собаки залаяли громче, что-то сильно затрещало. Я из последних сил побежал через чащу к тому месту.

(По Л. Толстому)

Грамматические задания

I вариант

1. Сделать фонетический разбор слова «поспеют» (2-й абзац).

2. Подчеркнуть грамматическую основу (грамматические основы) первого предложения текста: «Один раз мы пошли на охоту за кабанами, и Булька побежал за мной».

II вариант

1. Сделать фонетический разбор слова «залаяли» (4-й абзац).

2. Подчеркнуть грамматическую основу (грамматические основы) третьего предложения текста: «И когда все эти плоды поспеют и тронутся морозом, кабаны отъедаются и жиреют».

Диктант 2. Золотой дождь

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щёлкнет - сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит - закружится пёстрый смерч. А если неуклюжий косач с лёту вломится, хлынет сверкающий водопад. Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь.

(По Н. Сладкову)

Грамматические задания

I вариант

1. Сделать морфемный разбор слова «потекли» (1-й абзац).

2. Сделать синтаксический разбор первого предложения текста: «Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики».

II вариант

1. Сделать морфемный разбор слова «запрыгали» (1-й абзац).

2. Сделать синтаксический разбор одиннадцатого предложения текста: «А если неуклюжий косач с лёту вломится, хлынет сверкающий водопад».

Диктант 3. Лес

Как хорош лес на заре ранней осенью! Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. Всюду ещё звучат птичьи голоса. Весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом в дальний путь. Земля ещё пьёт росу, деревья ловят свет и тепло, но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу. Листья съёжатся, опадут. Заблестит серебро инея на сучьях, узоры следов затейливо пересекут снежный ковёр, вьюги будут их заметать.

Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит лесу, что идёт тепло. Медленно съедут по склонам оврагов рыхлые глыбы серого снега, пробьются первые подснежники, зажурчат ручьи. Снова придёт весна.

Грамматические задания

I вариант

1. Сделать морфологический разбор слова «задумчивостью» (4-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор первого предложения текста: «Как хорош лес на заре ранней осенью!»

II вариант

1. Сделать морфологический разбор слова «тепло» (5-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор третьего предложения текста: «Всюду ещё звучат птичьи голоса».

Диктант 4. Лисенята

Маленькая лисичка родилась в глубокой тесной норе. У лисички было четверо братцев и сестер. Все они были такие же жалкие, неуклюжие и слепые, как и она. Мать-лиса кормила их своим молоком и согревала своим телом: на ней была пушистая, мягкая шёрстка. Мать-лиса редко уходила из норы. Побежит поесть и опять придёт к детям. Тепло и хорошо было лисенятам в норе возле матери.

Через две недели у лисенят открылись глаза и начали прорезываться зубки.

Однажды мать взяла одну из лисичек за спинку зубами, вынесла из норы и осторожно положила на мягкую травку. Сначала свет солнца ослепил лисичку, но потом она посмотрела вокруг. Как хорошо! Травка мягкая, пушистая, цветочки жёлтенькие! Солнце согревало лисичку, ей было тепло и весело.

(По А. Вострому)

Грамматические задания

I вариант

1. Сделать морфологический разбор слова «кормила» (4-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор первого предложения третьего абзаца: «Однажды мать взяла одну из лисичек за спинку зубами, вынесла из норы и осторожно положила на мягкую травку».

II вариант

1. Сделать морфологический разбор слова «побежит» (6-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор четвертого предложения третьего абзаца: «Травка мягкая, пушистая, цветочки жёлтенькие!».

Диктант 5. Роза

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен. Сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые давно уже никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решётка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игр в солдаты деревенские мальчики. Крапива занимала целый угол цветника; она служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.

Она распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро.

(По Н. Гаршину)

Грамматические задания

I вариант

1. Сделать фонетический разбор слова «дорожкам» (3-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор четвёртого предложения текста: «Деревянная решётка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игр в солдаты деревенские мальчики».

II вариант

1. Сделать фонетический разбор слова «решётка» (4-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор второго предложения второго абзаца: «Когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок».

Ключи к тестам











· От составителя

· Тест 1. Повторение изученного в начальной школе: части слова; орфограммы Вариант 1

· Тест 1. Повторение изученного в начальной школе: части слова; орфограммы Вариант 2

· Тест 2. Повторение изученного в начальной школе: глагол Вариант 1

· Тест 2. Повторение изученного в начальной школе: глагол Вариант 2

· Тест 3. Повторение изученного в начальной школе: имя существительное Вариант 1

· Тест 3. Повторение изученного в начальной школе: имя существительное Вариант 2

· Тест 4. Повторение изученного в начальной школе: имя прилагательное Вариант 1

· Тест 4. Повторение изученного в начальной школе: имя прилагательное Вариант 2

· Тест 5. Повторение изученного в начальной школе: местоимения, служебные части речи Вариант 1

· Тест 5. Повторение изученного в начальной школе: местоимения, служебные части речи Вариант 2

· Тест 6. Обобщение повторения Вариант 1

· Тест 6. Обобщение повторения Вариант 2

· Тест 7. Словосочетание и предложение Вариант 1

· Тест 7. Словосочетание и предложение Вариант 2

· Тест 8. Словосочетание и предложение Вариант 1

· Тест 8. Словосочетание и предложение Вариант 2

· Тест 9. Второстепенные члены предложения Вариант 1

· Тест 9. Второстепенные члены предложения Вариант 2

· Тест 10. Однородные члены предложения Вариант 1

· Тест 10. Однородные члены предложения Вариант 2

· Тест 11. Обращения, вводные слова Вариант 1

· Тест 11. Обращения, вводные слова Вариант 2

· Тест 12. Простые и сложные предложения. Прямая речь Вариант 1

· Тест 12. Простые и сложные предложения. Прямая речь Вариант 2

· Тест 13. Итоговый тест по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи» Вариант 1

· Тест 13. Итоговый тест по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи» Вариант 2

· Тест 14. Фонетика, орфоэпия, культура речи Вариант 1

· Тест 14. Фонетика, орфоэпия, культура речи Вариант 2

· Тест 15. Фонетика, орфоэпия, культура речи, текст Вариант 1

· Тест 15. Фонетика, орфоэпия, культура речи, текст Вариант 2

· Тест 16. Лексика. Культура речи Вариант 1

· Тест 16. Лексика. Культура речи Вариант 2

· Тест 17. Морфемика. Орфография. Культура речи Вариант 1

· Тест 17. Морфемика. Орфография. Культура речи Вариант 2

· Тест 18. Морфемика. Орфография. Культура речи Вариант 1

· Тест 18. Морфемика. Орфография. Культура речи Вариант 2

· Тест 19. Морфемика. Орфография. Культура речи Вариант 1

· Тест 19. Морфемика. Орфография. Культура речи Вариант 2

· Тест 20. Итоговый тест по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» Вариант 1

· Тест 20. Итоговый тест по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» Вариант 2

· Тест 21. Имя существительное Вариант 1

· Тест 21. Имя существительное Вариант 2

· Тест 22. Имя существительное Вариант 1

· Тест 22. Имя существительное Вариант 2

· Тест 23. Итоговый тест по теме «Имя существительное» Вариант 1

· Тест 23. Итоговый тест по теме «Имя существительное» Вариант 2

· Тест 24. Имя прилагательное Вариант 1

· Тест 24. Имя прилагательное Вариант 2

· Тест 25. Имя прилагательное Вариант 1

· Тест 25. Имя прилагательное Вариант 2

· Тест 26. Глагол Вариант 1

· Тест 26. Глагол Вариант 2

· Тест 27. Глагол Вариант 1

· Тест 27. Глагол Вариант 2

· Тест 28. Итоговый тест по теме «Глагол» Вариант 1

· Тест 28. Итоговый тест по теме «Глагол» Вариант 2

· Тест 29. Итоговый тест по теме «Морфология. Орфография. Культура речи» Вариант 1

· Тест 29. Итоговый тест по теме «Морфология. Орфография. Культура речи» Вариант 2

· Тест 30. Итоговый тест по программе 5 класса Вариант 1

· Тест 30. Итоговый тест по программе 5 класса Вариант 2

· ПРИЛОЖЕНИЯ

· Повторение материала начальной школы

· Систематический курс русского языка

ДИКТАНТ-ШУТКА

З.С. БУБЕНЩИКОВА,
г. Каргополь

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ё, О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА

Чокнутый шотландец-обжора в шелковых дешевых шортах, сидя на жесткой решетке, ел харчо и пшенную кашу с печенкой, откусывая черствый черный хлеб и запивая все это компотом из крыжовника.
А чопорный щеголь, сидя в своей трущобе, напевая шепотом, прищелкивая бечевкой, делал четкий шов на черном капюшоне, тоже подумывая насчет обеда и негодуя на свой прожорливый желудок.
И вдруг послышался шорох... Жонглируя саженным шомполом, подошел непричесанный жокей с пухлыми щечками, с усами щеточкой и коротенькой челочкой.
Вид этого «почетного» гостя, его шоколадного цвета желчное лицо, похожее на сморщенный желудь, и уморительные желтые черточки на тяжелых чеботах вызвали неостановимый смех у трущобных обитателей.

ИГРА

ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА

При изучении темы «Фонетика» в 5-м классе для закрепления, для выработки навыков фонетического разбора я предлагаю ребятам игру под названием «Печатная машинка».
Наша машинка «печатает» не буквами, а звуками, поэтому для данной игры надо напечатать на карточках (например, размером в четверть альбомного листочка) все звуки, например: [а], [а], [ж], [н], [н’] – и так далее. Перед уроком карточки раздаются на парты по две или по нескольку штук каждому ученику (произвольно, кому что достанется). Из учащихся выбирается корректор, который будет контролировать игру.
Учитель называет слово, например, ягодки . К доске выбегают дети, у которых на парте оказались необходимые для «машинки» звуки. Выстраиваются по порядку, и каждый характеризует свой звук по известной схеме. Например:
Первый ученик: «Буква я , так как она стоит в начале слова, обозначает два звука: [й’] – согласный, звонкий, мягкий». Второй ученик: «Звук [а] – гласный, ударный». Третий ученик: «Буква г обозначает звук [г] – согласный, звонкий, твердый» – и так далее.
«Корректор» выслушивает объяснение, исправляет в случае необходимости и делает вывод: «В этом слове 6 букв и 7 звуков (можно еще добавить: в этом слове три слога, первый ударный)».
«Корректору» за работу можно поставить оценку.
Эта игра очень оживляет урок. И что еще очень важно: в работе участвуют практически все ребята, они с удовольствием анализируют ответы товарищей и непосредственно действуют, предлагая свои варианты звуков при «печатании».

Безударные гласные в корне

402. Утро после шторма

Утро было солнечное, но нежаркое. Море после шторма всё ещё дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое облачко, холодный ветерок усиливался.

Тропинка сначала петляла среди невысоких холмов, затем прямо и сильно тянула вверх, сквозь густой, пахучий ореховый лес. Её прорезывал овраг. (По Ю. Нагибину.)

(49 слов. Знаки препинания при однородных членах.)

Задание Расставьте ударение в словах. Найдите 10 слов с проверяемой безударной гласной в корне. Подберите к ним проверочные слова.

Словарный диктант

Спортивная форма, зелёные луга, далёкий край, космический век, удивительное время, цветущий сад, почтовый адрес.

Задание К словам с проверяемой безударной гласной подберите проверочное слово.

Объяснительный диктант

404. В ночном лесу

В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дневных и ночных. Неужели же люди, в которых собрана вся природа, за сравнительно короткое время своего существования на земле сгладили в себе это коренное отличие? Нет, конечно. Все охотники - люди утренние, все танцоры - ночные, вечерние существа. Одним - лес и болото, другим - театр и балет.

Я вышел раньше всех и только при помощи спички мог держаться тропы, но понемногу привык чувствовать дорогу ногой, как лошадь. А когда ветки деревьев в темноте касались меня, я чувствовал их прикосновение, будто они нарочно трогали меня, по своей воле. Так я шёл по незнакомому лесу, доверяясь только ноге. (М. Пришвин.)

(100 слов. Тире между главными членами предложения.)

Задание Обозначьте орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне». Выпишите слова, в которых безударный гласный в корне не проверяется. Подчеркните букву, обозначающую такой гласный.

Непроизносимые согласные

Творческий диктант

Доброе сердце, устный ответ, грустный взгляд, участник выставки, доблестный герой, гигантский дом, радостная встреча, честный поступок, счастливый билет, высокий тростник, позднее время, чудесное утро, прекрасная улыбка, завистливый человек, корыстный поступок, перекрёстный огонь, взять под уздцы, словесное искусство.

Задание Обозначьте орфограмму «Непроизносимые согласные». Подберите к семи словам с этой орфограммой проверочные слова.

Звонкие и глухие согласные

Объяснительные диктанты

406. Чудо-юдо

Когда кит делает выдох, воздушная струя превращает захваченную ею воду в брызги и кажется нам фонтаном высотой с трёхэтажный дом. Когда бьёт фонтан серого кита, чувствуется приятный запах, словно от свежих огурцов.

Только сам кит ни свой, ни чужой запах не чует: органов обоняния у него нет. Никогда кит не плачет. Нет у него слёзной железы. Вместо слез у кита жир, который смазывает глаза, оберегая их от солёной морской воды.

Под водой кит близорук; на воздухе полуслепой, зато различает звук за несколько километров. Кит никогда не касается земли. Океан для него - его стол, и дом, и величавая колыбель. (Н. Надеждина.)

(98 слов. Корни с чередующимися гласными. Непроизносимые согласные.)

Задание Обозначьте орфограмму «Проверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова».

407. В лесной глуши

Многообразен животный мир наших лесов. Однако скрытый образ жизни большинства обитателей леса затрудняет знакомство с ними. Вы идёте по лесной тропинке, окружённой стройными стволами елей. Всё тихо. Кажется, лес пуст. Однако это впечатление обманчиво. Вот раздался стук. Это дятел обрабатывает шишку. В ветвях слышен писк синиц, обшаривающих ветку за веткой в поисках корма. Мелькнула белка, в отчаянном прыжке перелетевшая с одного дерева на другое. Лес живёт полной жизнью, скрытой от глаз неопытного наблюдателя. В лесу много естественных укрытий: одни из обитателей леса скрываются в дуплах, другие строят гнёзда, третьи прячутся в пнях и под стволами упавших гигантских деревьев. (А. Воронов.)

(98 слов. Гласные после шипящих.)

Задание Подчеркните орфограмму «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова». Подберите к этим словам проверочные.

408. Хорь

На охоту поехал я один и перед вечером завернул к Хорю. На пороге избы встретил меня старик - лысый, низкого роста, плечистый и плотный - сам Хорь. Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Он, казалось, чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных своих усов.

Мы с ним толковали о посеве, об урожае, о крестьянском быте... Хорь выражался иногда мудрёно, должно быть, из осторожности. (По И. Тургеневу.)

(84 слова. Непроизносимый согласный. Однородные члены.)

Задание Обозначьте орфограмму «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова».

Для справок. Сократ - древнегреческий философ.

409. Рябка

Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетки и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи огромный пёс. Мохнатый, весь в чёрных пятнах - Рябка. Он стерёг дом. Кормил я его рыбой. Я работал с мальчиком, и кругом на три версты никого не было. Рябка так привык, что мы с ним разговаривали, и очень простое он понимал. Спросишь его: «Рябка, где Володя?» Рябка хвостом завиляет и повернёт морду, куда Володька ушёл. Воздух носом тянет, и всегда верно. (Б. Житков.)

(83 слова. Сложное предложение. Прямая речь.)

Задание Найдите слова, на конце которых звонкий согласный оглушается. Обозначьте орфограмму. Подчеркните звонкий согласный, который оглушается перед глухим.

Проверочный диктант

410. «Снежные» слова

С неба снег надает разный. Если снежинки слипаются на лету - это хлопья. Когда твёрдые белые шарики больно секут щёки и лоб, мы говорим «крупа». Свежий, только что запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег зовётся «пороша». Снег, выметаемый ветром из-под ног, струящийся как низовая метель, называется «позёмка». Если же ветер кружит, вьёт в воздухе снег, то это вьюга. Ну а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться и настоящая снежная буря - буран.

В марте снег уже не летает, как пух. Он грубеет, становится плотным. Над ним колдуют два волшебника: мороз и солнце. Для такого чёрствого снега есть в русском языке «жёсткое» слово - «наст». (По Н. Надеждиной.)

(106 слов. Непроизносимые согласные. Гласные после шипящих.) Задание Подчеркните орфограмму «Парные звонкие и глухие согласные» одной чертой, а орфограмму «Непроизносимые согласные» - двумя.

Правописание ь и ъ

Объяснительный диктант

411. Днепр

Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод, и прибрежным лесам ярко отсветиться в водах. (Н. Гоголь.)

(81 слово. Гласные и, а, у после шипящих. Однородные члены с союзом и. Сложное предложение.)

Задание Подчеркните орфограмму «Обозначение мягких согласных с помощью ь».

Творческий диктант

Эта буква - твёрдый знак,
Знак-отшельник, знак-бедняк.
Нарасхват другие буквы,
Хоть у них попроще вид.
Этот в азбуке, как бука,
В одиночестве стоит.
Редко, робок и несмел,
Встанет в предложенье
Словом взъём, взъярился, съел,
Въяве, объявленье.
(Ну, объект, ещё объём,
Объяснение, подъём.)
И опять сидит, скучает,
Никого не замечает.

(Г. Граубин.)

(50 слов. Однородные члены.)

Задание Назовите еще семь слов с ъ. Почему ъ называется разделительным?

Проверочные диктанты

413. Волчонок»

Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблёскивали, постоянно искали добычу. Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. Он тянул в рот всё, что было съедобным, - щавель, вяжущие ягоды черёмухи, какие-то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. (Ю. Яковлев.)

(62 слова.

Задание Обозначьте орфограмму «Разделительный ъ ».

414. Как птицы к зиме готовятся

Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки. (Г. Снегирёв.)

(58 слов. Однородные члены. Сложное предложение.)

Задание Найдите слова с ь. В каких из них он служит для обозначения мягкости согласных, а в каких нет? В каком слове мягкость согласного звука не обозначена на письме?

415. Как звери к зиме готовятся

Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев - вот и готово жильё на зиму. Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках - сушиться.

Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата. Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче. (Г. Снегирёв.)

(78 слов . Звонкие и глухие согласные в корне слова. Непроизносимый согласный. Однородные члены.)

Задание В каких словах ь является средством обозначения мягкости согласных? Выпишите пять слов, в которых буквы е, ё. ю, я обозначают два звука. Выполните фонетический разбор слова сушиться. В чем сходство в произношении слов сушиться, появятся, крадётся, подкрадывается? Почему на конце эти слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

416. На просторах степей

Животный мир степи богат и разнообразен. Из млекопитающих здесь особенно много грызунов и копытных. Отсутствие природных укрытий требует развития у крупных животных способности к быстрому бегу, острого зрения. Мелкие зверьки вынуждены рыть норы, а некоторые из них всю свою жизнь проводят в подземных убежищах. В норах, вырытых грызунами, гнездятся многие птицы, прячутся змеи, ящерицы, жуки. Большое количество различных грызунов привлекает хищных птиц, которые весь день летают над степью, высматривая добычу, или подкарауливают её, сидя на курганах.

Особенно оживлённо в степи утром и вечером, когда многие обитатели нор выходят на поверхность. В жаркие часы дня зверьки скрываются в свои жилища от палящего солнца, а многие птицы затаиваются в тени кустов. (А. Воронов.)

(107 слов. И-ы после шипящих и ц. Однородные члены.)

Задание Какими средствами обозначена мягкость согласных? В каких словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

Правописание гласных после шипящих и ц

Обучающие диктанты

417. Пристань

Вся пристань была сплошь заставлена подводами с пшеницей. С сухим, шёлковым шелестом текло зерно по деревянному жёлобу в квадратные люки трюмов.

Белое, яростное солнце с беспощадной скукой царило над этой пыльной площадью, лишённой малейших признаков поэзии и красоты.

Чудесные помидоры, так горячо и лакомо блестевшие в тени вялых листьев на огородах, здесь были упакованы в тысячи однообразных решётчатых ящиков.

Среди мешков, ящиков и бочек расхаживал городовой в белом кителе из чёртовой кожи, с оранжевым револьверным шнуром на чёрной шее и с большой шашкой. (По В. Катаеву.)

(82 слова. Непроизносимые согласные. Однородные члены.)

Задание Обозначьте орфограмму «Гласные оке после шипящих в корне». Какой звук обозначается буквой ё? Для справок.

Чёртова кожа - сорт дешевой хлопчатобумажной ткани, отличающейся большой прочностью.

418. На чём писали в древности

В Древнем Египте будущих писцов учили писать на папирусе. Папирус - это похожее на камыш болотное растение. Писцы разрезали его стебли на узенькие продольные полоски, смачивали, сушили на солнце, потом склеивали кусочек за кусочком в длинные и широкие ленты. Ленточки сворачивали в свитки и писали чёрной и красной краской. Жёлтые свитки называются тоже папирусами.

В другом древнем государстве - в Пергаме - для письма использовали особо выделанную кожу телят и козлят. Позже её стали называть пергаментом. Он прочнее папируса, но был очень дорогим. Книга из него стоила столько же, сколько большой участок земли с домом.

Наши предки, жители Древней Руси, писали письма на самом дешёвом и доступном материале - на берёзовой коре. Учёные отыскали уже немало берестяных грамот. Но для книг берёста не годилась.

(119 слов. Прописиая буква. Однородные члены.)

Задание Обозначьте морфемы с гласными после шипящих. Выделенные слова разберите по составу. Какие звуки обозначены буквами и, ё после шипящих?

419. Горячий хлеб

Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле. Сперва он нёс свою дорогую ношу в руках. Потом лопух пришлось выбросить, а корж спрятать за пазуху, чтобы его не отняли мальчишки. Корж был горячий, он жёг кожу, а крупная соль въедалась в обожжённые места. Коле казалось, что он несёт за пазухой сердитого зверька и зверёк кусает его живот. Но он терпел. (Ю. Яковлев.)

(61 слово. Сложные предложения.)

Задание Объясните орфограмму в слове жёг. Приведите примеры, подтверждающие чередование гласных в корне этого слова.

Творческие диктанты

420. Родина

Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
(К. Симонов.)

(29 слов. Однородные члены.)

Задание Выделенные слова разберите по составу. Приведите примеры слов с такими же суффиксами.

421. Знойное лето

Уже началось лето, а ещё не прошло ни одного большого дождя. Воды в цистерне оставалось лишь на самом дне. Воду приходилось возить с конечной станции конки.

Сад уже отцвёл, и деревья были усыпаны завязью, которая всё время требовала влаги. Хорошо ещё, что в хозяйстве оказалась очень старая, слепая лошадь Чиновник и водовозная бочка. Но требовалось громадное количество воды, а Чиновник еле ходил.

Целый день слышался скрип немазаных колёс водовозки, щёлканье кнута и тяжёлое дыхание чёрной костлявой клячи, готовой каждую минуту лечь и околеть. Утром её трудно было поднять с мокрой соломенной подстилки. Она вся дрожала, бессильно перебирая большими потрескавшимися копытами, и мухи ползали по её молочно-белым слезящимся глазам. (В. Катаев.)

(108 слов. Сложные предложения.)

Задание Выделенные слова разберите фонетически. Что означает ь на конце слов лечь и лишь? Приведите три слова, в которых букв больше, чем звуков. Как это можно объяснить? Приведите три слова, в которых звуков больше, чем букв. Чем это можно объяснить? Какие слова текста читаются не так, как написаны?

Обучающие диктанты

422. Из чего делали книги

Тибетская книга - это стопочка отдельных страничек-дощечек. В давние времена использовали пергамент. Это особо выделанные шкуры животных. Хорош пергамент, да очень дорог.

Но вот из далёких восточных стран купцы и путешественники стали привозить тонкие белые листы. Удивительное сокровище эта бумага. Учёные полагают, что бумагу изобрели китайцы. Сначала её делали из шёлка. Секрет изготовления бумаги узнали арабы, а потом европейцы. В одиннадцатом веке её научились производить испанцы. Первая бумажная фабрика в России появилась в шестнадцатом веке. Бумагу на ней делали из тряпок. При Петре I был даже особый натуральный «тряпичный» налог. Знаете ли вы, из чего бумагу делают сейчас?

(89 слов. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне.)

Задание Обозначьте орфограммы «Гласные после шипящих и ц».

423. Говорящие часы

Недавно в Швейцарии появились в продаже необычные часы. У них нет ни циферблата, ни стрелок. Они представляют собой небольшую герметичную трубку, в которой помещён часовой механизм, питаемый кварцевой батареей. При нажатии кнопки часы... «произносят» точное время на нескольких европейских языках.

(40 слов. Словарные слова. Приставки.)

Задание Обозначьте и объясните орфограмму «Гласные после ч».

Контрольные диктанты

424. Соя или явь?

Чернушка шла на цыпочках и велела Алёше следовать за собою. В конце залы была большая дверь из жёлтой меди. Лишь только они подошли к ней, со стен соскочили два рыцаря и бросились на чёрную курицу. Чернушка распустила крылья, вдруг сделалась большая-большая и начала сражаться с рыцарями. Алёше стало страшно, и он упал в обморок.

Когда он очнулся, солнце освещало комнату и он лежал в своей постели, но не было ни Чернушки, ни рыцарей. Алёша не понимал, что было ночью: сон или на самом деле всё происходило. Он оделся и пошёл наверх, но у него не выходило из головы виденное им прошлой ночью. (По А. Погорельскому.)

(102 слова. Однородные члены. Сложные предложения.)

425. В лесу

Вспоминаю недавнюю свою охоту за рыжиками. Наша местность в Подмосковье та самая, где дуб после долгих поисков наконец-то нашёл липу, и есть такие уголки в наших лесах, что почти сплошь дуб и липа. Осенью жалко бывает дуб: липа опадает и стоит голая, а он ещё держится. Зато весной липа стоит уже зелёная, а он - держится.

Сейчас чудесное время, когда липа облетает и появляется драгоценный для солки гриб, любимый всем нашим народом гриб - рыжик. Кончаются белые грибы, но мне посчастливилось, и я набрал целую корзину.

Выйдя на просеку, я увидел на ней Тузика. Это значило, что кто-нибудь пришёл сюда за грибами из дома отдыха. Пса избаловали отдыхающие, он разжирел, и когда кто-нибудь идёт в лес, он непременно бежит следом. (По М. Пришвину.)

(118 слов.)

426. Чудо-юдо

Раз в два или три года родится в море-океане «чудо-малыш» - самый огромный из всех малышей. От роду ему всего несколько часов, он ещё плавать не может, торчит в воде стоймя, как поплавок, но длиной этот новорождённый семь метров, а весом пять тонн. Из всех вскормленных материнским молоком малышей он единственный родится не на земле, не на льду, а в открытом море.

И начнёт чудо-малыш расти не по дням, а по часам. Да как же ему не расти, не мужать, когда он выпивает за день двести-триста литров молока.

Проходит время, и превращается чудо-малыш в «чудо-юдо». «Чудом-юдом» называется кит в русских сказках. (Н. Надеждина.)

(107 слов. Удвоенные согласные. Корни с чередующимися гласными.)

427. Что такое чёрный ящик?

Сообщения об авиационных катастрофах довольно часто встречаются в прессе. И всегда, когда на места выезжает комиссия, первым делом ищут чёрный ящик. Что он собой представляет?

Оказывается, чёрным ящик только называется, а на самом деле он оранжевого цвета: так его легче найти на месте катастрофы. Чёрный ящик - это магнитный накопитель информации, которую он записывает во время полёта. В нём фиксируются все параметры

движения лайнера, работа двигателей и других систем. Он также записывает переговоры экипажа между собой и с диспетчерской службой. Самописцы помещены в прочный контейнер, в котором сохраняется магнитная лента при аварии или катастрофе.

Расшифровка записей позволяет определить причины авиационного происшествия, оценить правильность действий экипажа и диспетчера. (Из альманаха «Хочу всё знать».)

(106 слов. Гласные после ц. Словарные слова.)

Задание Обозначьте и объясните орфограмму «Гласные после шипящих». Определите морфемный состав слова выезжает.

5 КЛАСС

ТЕМА: "БУКВЫ О - Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ"

Словарные диктанты

1. Камышом, мечом, экипажем, этажом, репортажем, чертежом, гаражом, ландышем, грачом, врачом, плюшем, хорошему, большому, могучему, неуклюжему, рыжему.

2. Солнцем, тиражом, душем, плющом, тягачом, кумачом, плачем, финишем, борщом, рубежом, скрипачом, силачом, училищем, карандашом, гордецом, сердцем, полководцем, овцой, певучему, блестящему, шипучему.

Выборочный диктант

Распределите слова в два столбика:

а) с гласной О после шипящих и Ц в окончаниях существительных;

б) с гласной Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Переселенцем, плащом, матчем, смерчем, пловцом, владельцем, беглецом, грачом, работницей, мельницей, стрижом, сторожем, ершом, лисицей, певцом, дворцом, бойцов, горцев, гвардейцев, крышей.

Объяснительный диктант

Графически объясните выбор гласной (О или Е) после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных.

Поговорить с врачом, с больным сердцем, к блестящему наряду, с опытным пловцом, перед огромным дворцом, за старой мельницей, следить за матчем, отдыхать за рубежом, угощать борщом.

Проверочный диктант

1. Выращивать птенцов, тёмной тучей, ждать скворцов, любуюсь птицей, любоваться красавицей, гордиться столицей, резать ножом, рисовать карандашом, под красным кирпичом, состязаться с силачом.

2. Ракету люди изобрели недавно, а природа создала ее миллионы лет назад. Как действует ракета, знаешь? В особой камере, в конце летательного аппарата, происходит взрыв. От взрыва образуются газы и с силой вылетают в отверстие. Вылетают наружу, и ракета получает толчок. В зависимости от количества газов и силы их выхода из камеры толчок может быть слабым или сильным. Если взрыв очень сильный, то и ракета может полететь очень далеко.

Вот такая ракета, только живая, существует в природе. Конечно, никакого взрыва внутри не происходит, и все-таки кальмар - настоящая живая ракета.

У кальмара имеется специальное приспособление - большой мускульный мешок. В мешок кальмар набирает воду, с силой выталкивает её и делает быстрый скачок, как настоящая ракета.

Контрольные диктанты

Бескорыстие

Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.

На первый взгляд, эта тихая и немудреная земля под неярким солнцем. Но чем больше узнаешь её, тем больше, всем сердцем, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было.

(По К. Паустовскому)

Настоящую песню скворца надо слушать рано утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы. Однако вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Кусочки соловьиных трелей и резкое мяуканье иволги, сладкий голосок малиновки и музыкальное лепетание пеночки слышатся в песне скворца. И вдруг среди этих мелодий раздаются такие звуки, что не удержишься и рассмеешься. Закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь. А после этого музыкального отступления скворец без передышки продолжает свою веселую песенку.

(По А. Куприну)

Задания:

1. Определите стиль текста и озаглавьте его.

2. Какие правила можно проиллюстрировать примерами из текста? Сгруппируйте слова по орфограммам.

Весна движется медленно. Озерко еще не растаяло. Орех расцветает, но еще не пылят над рощей жёлтой пыльцой его сережки.

Исчезают последние клочки снега в лесу. Листва выходит из-под снега слежалая, серая. Недалеко от себя я разглядел птицу. Она была цвета прошлогодней листвы, с чёрными выразительными глазами и длинным носом. Это был вальдшнеп. Он поднялся на ноги, взмахнул своим карандашом и ударил им в горячую прелую листву. От этого удара на носу остался один круглый осиновый листик.

Потом прибавился ещё и ещё. Когда вальдшнеп пролетал вдоль опушки, мы успели сосчитать: на клювике у него было надето семь острых осиновых листиков. С этими осиновыми листиками он казался бородачом.

(По М. Пришвину)

Задания:

1. Выделите в словах неизменяемые приставки.

2. Выделите орфограмму "Буквы О, Е после шипящих в окончании".

3. Найдите в тексте слово, употребленное в переносном значении.

В жаркий день мы с товарищем пошли прогуляться. Идём узкой деревенской улицей, слышится пение скворцов, над крышей небольшого дома ласточка вьёт гнездо. Впереди роща. Над рощей стоит огромное ватное облако, озаряемое лучом солнца. Мимо нас пролетает какая-то птица. Я любуюсь этой птицей и сердце наполняется огромной радостью.

Под ногами муравейник. Его обитатели - большие труженики. Они целый день таскают палочки, хвоинки - строят муравейник. Нужно быть силачом, чтобы поднять этот стройматериал маленькому муравьишке.

Синичка необыкновенная

Она поразила меня с первой же встречи. А было это давно. Она попалась в мой западок. Я взял ее в руку, и она... умерла! Только что была живая и резвая и вот умерла. Я растерялся и разжал руку. Синичка неподвижно лежала на раскрытой ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. Я подержал ее, подержал - и положил на пенек. И только руку отвел - синичка вскрикнула и улетела!

Какая же она обыкновенная, если такая необыкновенная обманщица! Захочет - умрет, захочет - воскреснет.

Потом я узнал, что многие птицы впадают в какое-то странное оцепенение, если их положить спинкой вниз. Но у синички это получается лучше всех и часто спасает ее от неволи.

(По Н. Сладкову)

Указание учителю:

Предупредить о написании слов: обыкновенный, умереть, лучше.

Западок - ловушка на певчих птиц.

Задания:

1. 1-й вариант: выпишите слова с приставками, оканчивающимися на -с, -з, обозначьте выбор приставки.

2-й вариант: Выделите в словах орфограмму "Буквы и, ы после ц". Запишите существительные синица, обманщица в форме множественного числа.

2. 1-й вариант: выпишите слово с чередованием гласных а, о в корне; подберите к нему 2 - 3 однокоренных.

2-й вариант: найдите слово с орфограммой "Буквы о, е после шипящих в корне слова", запишите 2 - 3 слова с этой орфограммой.

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}