Меню

В соответствии с женевской конвенцией. Женевская конвенция

Аксессуары

Ответ редакции

22 августа 1864 года была подписана первая Женевская конвенция. В ней были прописаны гуманитарные правила ведения войны.

Подобные договоры заключались между отдельными государствами начиная с 16 века. Но битва под Сольферино 24 июня 1859 года убедила мировое сообщество создать новый международный акт об обеспечении безопасности раненых воинов. Свидетель битвы швейцарский предприниматель Анри Дюнан был потрясён жестокой картиной человеческих страданий. По возвращении в Женеву он решил сделать всё возможное, чтобы исправить ситуацию. Вместе с юристом Гюставом Муанье и другими борцами за справедливость Дюнан создал организацию, впоследствии названную Международным Комитетом Красного Креста, и выступил инициатором принятия в 1864 году Женевской Конвенции. Основная идея Конвенции заключалась в помощи и покровительстве любому раненому, своего или вражеского государства — значения не имело.

Согласно Конвенции, «неприкосновенными» считались:

  • раненые и больные;
  • медицинский персонал.

В случае захвата территории врагом медицинские учреждения могли функционировать в штатном режиме. После окончания работы весь персонал, согласно Конвенции, под конвоем должен был спокойно покидать оккупированную территорию и возвращаться к своим войскам.

Женевская Конвенция впервые установила отличительный знак для медицинских учреждений и персонала — красный крест на белом фоне.

Каковы правила ведения войны, согласно Женевской конвенции?

Усадьба Международного комитета красного креста в Женеве. Фото: Commons.wikimedia.org

Основные пункты Конвенции:

В случае вооружённого конфликта, не носящего международного характера, каждая из находящихся в конфликте сторон обязана гуманно относиться:

  • к лицам, непосредственно не принимающим участия в военных действиях;
  • к сложившим оружие;
  • к больным и раненым.

В отношении вышеуказанных лиц запрещается:

  • посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;
  • взятие заложников;
  • посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;
  • осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учреждённым судом при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями;
  • раненым и больным должна быть оказана помощь.

Также Конвенция предусматривает следующее:

  • возможность создания на оккупированных территориях санитарных и безопасных зон;
  • инвалидам и беременным женщинам разрешается пользоваться особым покровительством и защитой;
  • гражданские больницы, принимающие раненых, больных, инвалидов и рожениц, не могут становиться объектами нападения;
  • транспортировка или эвакуация в случае необходимости раненых, больных, инвалидов и рожениц должна пользоваться уважением и покровительством;
  • летательные аппараты, перевозящие мирное население, не должны подвергаться нападению;
  • свободный пропуск любой из сторон посылок, предназначенных для гражданского населения;
  • содействие находящихся в конфликте сторон в облегчении содержания детей до 15 лет, оставшихся без попечения родителей;
  • каждое лицо, находящееся на оккупированной территории, вправе выходить на связь с членами своей семьи;
  • женщины должны быть защищены от изнасилований;
  • с лицами, находящимися под покровительством чужого государства, необходимо обращаться без какой-либо дискриминации;
  • к покровительственным лицам не могут применяться никакие меры принуждения;
  • запрещается взятие заложников;
  • запрещается применять методы и средства ведения войны, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания (яды, токсины, зажигательное оружие, мины-ловушки и др.);
  • любое покровительственное лицо может покидать территорию государства в любое время конфликта, если это не противоречит интересам страны;
  • с покровительственными лицами, находящимися в местах заключения, следует обращаться гуманно;
  • иностранные гражданине, находящиеся в зоне конфликта, попадают под защиту и покровительство Конвенции;
  • покровительственных лиц можно принуждать к работе, необходимой для удовлетворения первичных потребностей;
  • покровительственные лица могут быть принудительно помещены в определённое место только для безопасности государства, во власти которого они находятся;
  • интернированные лица сохраняют свою гражданскую правоспособность и размещаются отдельно от военнопленных и лиц, лишённых свободы;
  • страна, подписавшая Конвенцию, обязуется предавать своему суду лиц, нарушающих положения Конвенции;
  • Конвенция прекращает своё действие на оккупированной территории лишь через год после окончания военных действий.

Граждане государства, не подписавшего Конвенцию, не состоят под её защитой.

Английский летучий автомобиль Красного Креста на Западном фронте. Начало 1916 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Что грозит за нарушение Женевской конвенции?

Нарушение Женевской конвенции считается военным преступлением и предусматривает наказание как за преступления против человечества.

Каждая страна, подписавшая Конвенцию, обязана разыскивать лиц, обвиняемых в нарушениях настоящей Конвенции, и, каково бы ни было их гражданство, предать их своему суду. К военным преступлениям причисляются следующие грубые нарушения Женевской Конвенции 1949 года:

  • умышленное убийство;
  • пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;
  • умышленное причинение сильных страданий или серьёзных телесных повреждений или ущерба здоровью;
  • крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;
  • принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооружённых силах неприятельской державы;
  • умышленное лишение военнопленного или другого охраняемого лица права на справедливое судопроизводство;
  • незаконная депортация или перемещение;
  • незаконное лишение свободы;
  • взятие заложников.

Ответственность за военные преступления подчинённых может нести и командир в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения. Помимо этого, преступления такого рода не имеют срока давности.

С 2002 года года решения относительно военных преступлений выносит Международный уголовный суд, учреждённый на основе Римского статута 1998 года. Россия, США, Китай и ряд других стран не подписали договор о его признании. Кроме этого, Россия до сих пор не ратифицировала подписанный ею в 2000 году Римский статут.

Международный уголовный суд начинает свою работу только в случае, если государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или фактически не может осуществить расследование и выдвинуть против него обвинение.

Нюрнбергский процесс в Международном уголовном суде. 20 ноября 1945 года. Фото: www.globallookpress.com

Примеры грубых нарушений правил Женевской конвенции

1941- 1945 гг. Во время Второй мировой войны в отношении миллионов советских военнопленных, находившихся в немецких концлагерях, фашистская Германии проводила политику геноцида. После войны немцы оправдывали своё жестокое отношение к русскому народу тем, что Сталин не подписал Женевскую конвенцию. Германия не считала нужным соблюдать правила Конвенции по отношения к странам, не входившим в неё.

2004 год. Во время войны в Ираке американской армией был применён белый фосфор в качестве зажигательного химического оружия в ходе боёв за Насирию в апреле 2003 года, а также штурма Фаллуджи в апреле и ноябре 2004 года. Первоначально американское командование заявляло, что просто были неправильно применены фосфорные осветительные бомбы. Позже под давлением журналистов, которые продемонстрировали фотографии детей и взрослых с ожогами, характерными для белого фосфора, представитель Пентагона подполковник Барри Винэбл признал, что американская армия целенаправленно применяла белый фосфор против «вооружённого врага».

2011 год. В 2013 году в Великобритании трое морских пехотинцев предстали перед судом за издевательства над тяжело раненым противником в провинции Гильменд, Афганистан, в сентябре 2011 года. Военный морской пехоты, стрелявший в раненного, получил высшую меру наказания — пожизненное заключение.

2014 год. В начале июля 2014 года американская правозащитная организация Human Rights Watch заявила о вопиющих случаях несоблюдения правил Женевской конвенции на востоке Украины. Правозащитники указывают на то, что правительственными войсками в отношении мирного населения использовались миномёты, военная авиация, а также тяжёлое вооружение — артиллерия с широким поражающим эффектом.

Кроме того, грубым нарушением Женевской конвенции со стороны украинских властей стало . Напомним, что телеоператор Марат Сайченко и журналист Олег Сидякин , арестованные 18 мая под Краматорском по надуманному , неделю пробыли в плену украинских военных.

Факты нарушения Женевской конвенции украинскими военными могут стать предметом рассмотрения Международного уголовного суда (МУС), однако Украина не является страной-участницей Римского статута МУСа. Суд возможен, если Совет Безопасности ООН решит подать заявление на рассмотрение дела прокурору МУСа.

В настоящий момент в России по факту грубых нарушений конвенции Следственным Комитетом возбуждено уголовное дело.

* Битва под Сольферино сражение австро-итало-французской войны, состоявшееся 24 июня 1859 года между объединёнными войсками Франции, Пьемонта и Сардинии против австрийской армии. Полем боя стали окрестности ломбардской деревушки Сольферино.

Женевская конвенция представляет собой совокупность обязательных для исполнения всеми государствами правых норм, направленных на законодательную больших войн и локальных военных конфликтов (как международного масштаба, так и внутригосударственного характера). Этот также в значительной степени ограничивает методы и набор средств ведения войн, базируясь на позициях гуманизма и человеколюбия. Женевская конвенция во многом изменила жестокое обличье войны, сделав ее более цивилизованной и гуманной.

Историю человеческой цивилизации, по большому счету, можно изучать по истории колоссального количества войн разной степени жестокости и кровопролитности. Практически невозможно отыскать хотя бы одно столетие, обходившееся без вооруженного противостояния держав и народов. Ко второй половине девятнадцатого века, когда войны начали приобретать беспрецедентный размах, массовость и жестокость, когда наука в симбиозе с техническим прогрессом оказались уже в состоянии обеспечить военных варварскими орудиями массового уничтожения, назрела острая необходимость в создании такого важного юридического документа как Женевская конвенция. Она упорядочила отношения между участниками последующих вооруженных противостояний и уменьшила количество жертв среди мирных граждан.

Женевская конвенция 1864 года, ставшая первым подобным документом в истории, имела выдающееся значение, которое заключается в том, что она являлась многосторонним постоянно действующим договором, открытым для добровольного присоединения всех стран. Этот небольшой документ, состоявший всего-то из десяти статей, положил начало всему войны, а также всем гуманитарно-правым нормам в их современной трактовке.

Уже спустя два года первая Женевская конвенция прошла, если так можно выразиться, боевое крещение на полях сражений которая одной из первых договор, придерживалась его положений. располагала прекрасно оснащенными госпиталями, а Красный Крест постоянно был там, где нуждались в его помощи. Иной была ситуация в противоборствующем лагере. Австрия, не подписавшая конвенцию, просто бросала своих раненых на полях сражений.

Целью последующих редакций этого , основанных на опыте минувших войн, стала защита не только прав военнопленных, но и людей, не являющихся непосредственными участниками боевых действий (гражданских и религиозных лиц, медицинских работников), а также потерпевших кораблекрушение, больных, раненых, независимо от того, к какой из воюющих сторон они принадлежат. Отдельные объекты, такие как госпитали, санитарный транспорт и различные гражданские учреждения тоже находятся под защитой соответствующих статей Женевской конвенции и не могут подвергнуться нападению или стать ареной сражений.

Этот нормативный международный документ также определяет запрещенные методы ведения войны. В частности, не допускается использование мирного населения в военных целях, запрещено применение биологического и противопехотных мин. Глубокий смысл Женевской конвенции заключается в попытках обеспечить разумный баланс между военно-тактической необходимостью с одной стороны и гуманностью с другой. С изменением характера ведения и масштабов войн назрела необходимость в новой редакции Женевской конвенции. Например, согласно статистике столетия минувшего, из каждой сотни пострадавших в военное время восемьдесят пять являются мирными жителями. В первую очередь это касается самой кровавой войны в истории - Второй мировой, когда практически каждое государство, в ней участвовавшее, нарушало не только положения Женевской конвенции, но и все мыслимые и немыслимые принципы общечеловеческой морали.

Четыре Женевские конвенции 1949 года с двумя дополнительными протоколами от 1977-го являются объемными многостраничными документами и имеют универсальный характер. Их подписали 188 стран мира. Следует заметить, что эти редакции конвенций обязательны для исполнения всеми государствами, даже не являющимися их участниками.

Принята 12 августа 1949 года Дипломатической конференцией для составления международных конвенций о защите жертв войны, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года

Раздел I. Общие положения

Статья 1

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую Конвенцию.

Статья 2

Помимо постановлений, которые должны вступить в силу еще в мирное время, настоящая Конвенция будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны.

Конвенция будет применяться также во всех случаях оккупации всей или части территории Высокой Договаривающейся Стороны, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления.

Если одна из находящихся в конфликте держав не является участницей настоящей Конвенции, участвующие в ней державы останутся, тем не менее, связанными ею в своих взаимоотношениях. Кроме того, они будут связаны Конвенцией в отношении вышеуказанной державы, если последняя принимает и применяет ее положения.

Статья 3

В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять, как минимум, следующие положения:

1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:

а ) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязание,

b ) взятие заложников,

c ) посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение,

d ) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

2. Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь.

Беспристрастная гуманитарная организация, такая, как Международный комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте.

Кроме того, находящиеся в конфликте стороны будут стараться путем специальных соглашений ввести в действие все или часть остальных положений настоящей Конвенции.

Применение предшествующих положений не будет затрагивать юридического статуса находящихся в конфликте сторон.

Статья 4

А. Военнопленными, по смыслу настоящей Конвенции, являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий:

1. Личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил.

2. Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям:

a ) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,

b ) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак,

c ) открыто носят оружие,

d ) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

3. Личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену державой.

4. Лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца.

5. Члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режимом в силу каких-либо других положений международного права.

6. Население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

В. Следующие лица будут подвергаться такому же обращению, как и военнопленные, в соответствии с настоящей Конвенцией:

1. Лица, принадлежащие или принадлежавшие к вооруженным силам оккупированной страны, если оккупирующая держава считает необходимым по причинам их принадлежности интернировать их, даже если она вначале освободила их, в то время, когда военные действия происходили за пределами оккупированной ею территория, особенно, когда эти лица безуспешно пытались присоединиться к вооруженным силам, к которым они принадлежат и которые принимают участие в военных действиях, или когда они не подчинились вызову, сделанному с целью их интернирования.

2. Лица, принадлежащие к одной из категорий, перечисленных в настоящей статье, которых приняли на своей территории нейтральные или невоюющие державы и которых эти державы должны интернировать в соответствии с международным правом, если они только не предпочтут предоставить им более благоприятный режим; однако на этих лиц не распространяются постановления статей 8, 10, 15, абзаца пятого статьи 30, статей 58-67, 92, 126, а в тех случаях, когда между сторонами, находящимися в конфликте, и заинтересованной нейтральной или невоюющей державой существуют дипломатические отношения, также и постановления статей, касающихся держав-покровительниц. В случае, когда существуют такие дипломатические отношения, сторонам, находящимся в конфликте, за которыми числятся эти лица, разрешается осуществлять в отношении их функции державы-покровительницы, предусмотренные настоящей Конвенцией, без ущерба для тех функций, которые эти стороны обычно осуществляют в соответствии с дипломатической и консульской практикой и договорами.

С. Эта статья никоим образом не затрагивает статуса медико-санитарного и духовного персонала, предусмотренного в статье 33 настоящей Конвенции.

Статья 5

Настоящая Конвенция будет применяться к лицам, указанным в статье 4, с того момента, как они попадут во власть неприятеля, и вплоть до их окончательного освобождения и репатриации.

В случае, если в отношении лиц, принявших то или иное участие в военных действиях и попавших в руки противника, возникает сомнение в их принадлежности к одной из категорий, перечисленных в статье 4, такие лица будут пользоваться покровительством настоящей Конвенции до тех пор, пока их положение не будет определено компетентным судом.

Статья 6

Помимо соглашений, специально предусмотренных статьями 10, 23, 28, 33, 60, 65, 66, 67, 72, 73, 75, 109, 110, 118, 119, 122 и 132, Высокие Договаривающиеся Стороны смогут заключать другие специальные соглашения по любому вопросу, который они сочли бы целесообразным урегулировать особо. Ни одно специальное соглашение не должно наносить ущерба положению военнопленных, установленному настоящей Конвенцией, ни ограничивать прав, которые она им предоставляет.

Военнопленные продолжают пользоваться преимуществами этих соглашений в течение всего времени, пока к ним будет применима Конвенция, кроме случаев специального включения иных условий в вышеупомянутые или позднейшие соглашения и, равным образом, кроме случаев предоставления им той или другой находящейся в конфликте стороной более благоприятных условий.

Статья 7

Военнопленные ни в коем случае не смогут отказываться, частично или полностью, от прав, которые им обеспечивают настоящая Конвенция и специальные соглашения, предусмотренные в предыдущей статье, если таковые имеются.

Статья 8

Настоящая Конвенция будет применяться при содействии и под контролем держав-покровительниц, на которые возложена охрана интересов сторон, находящихся в конфликте. Для этого державы-покровительницы смогут, кроме своего дипломатического или консульского персонала, назначать делегатов из числа своих собственных граждан или граждан других нейтральных держав. На назначение этих делегатов должно быть получено согласие державы, при которой они будут выполнять свою миссию.

Стороны, находящиеся в конфликте, будут облегчать в пределах максимальной возможности работу представителей или делегатов держав-покровительниц.

Представители или делегаты держав-покровительниц ни в коем случае не должны выходить за рамки своей миссии, которая определена настоящей Конвенцией; они должны, в частности, принимать во внимание настоятельные нужды безопасности государства, при котором они выполняют свои функции.

Статья 9

Положения настоящей Конвенции не служат препятствием для гуманитарных действий, которые Международный комитет Красного Креста или любая другая беспристрастная гуманитарная организация предпримут для защиты военнопленных и для оказания им помощи, с согласия заинтересованных сторон, находящихся в конфликте.

Статья 10

Договаривающиеся Стороны смогут во всякое время войти в соглашение о том, чтобы доверить какой-нибудь организации, представляющей полную гарантию беспристрастия и действенности, обязанности, возлагаемые настоящей Конвенцией на державы-покровительницы.

Если на военнопленных не распространяется или перестала распространяться по каким-либо причинам деятельность какой-нибудь державы-покровительницы или организации, предусмотренной в первом абзаце, держава, во власти которой находятся военнопленные, должна обратиться с просьбой к нейтральному государству или такой организации принять на себя функции, выполняемые, в соответствии с настоящей Конвенцией, державой-покровительницей, назначенной сторонами, находящимися в конфликте.

Если покровительство не может быть обеспечено указанным образом, держава, во власти которой находятся военнопленные, должна обратиться с просьбой к какой-либо гуманитарной организации, такой, как. например, Международный комитет Красного Креста, или, с учетом положений настоящей статьи, принять предложение такой организации взять на себя выполнение гуманитарных функций, выполняемых в соответствии с настоящей Конвенцией державами-покровительницами.

Любая нейтральная держава или любая организация, приглашенная заинтересованной державой или предлагающая себя для этих целей, должна действовать с сознанием ответственности по отношению к стороне, находящейся в конфликте, за которой числятся лица, пользующиеся покровительством настоящей Конвенции, и предоставить достаточные гарантии того, что она в состоянии взять на себя соответствующие функции и выполнять их беспристрастно.

Предыдущие положения не могут нарушаться специальными соглашениями между державами, когда одна из этих держав, даже временно, ограничена в своих возможностях свободно вести переговоры с другой державой или ее союзниками в силу военной обстановки, особенно в тех случаях, когда вся или значительная часть территории данной державы оккупирована.

Каждый раз, когда в настоящей Конвенции упоминается держава-покровительница, это наименование означает также организации, заменяющие ее согласно настоящей статье.

Статья 11

Державы-покровительницы во всех случаях, когда они сочтут это полезным в интересах покровительствуемых лиц, в частности в случае разногласия между находящимися в конфликте сторонами по поводу применения или толкования положений настоящей Конвенции, будут оказывать свои добрые услуги с целью урегулирования разногласия.

С этой целью каждая из держав-покровительниц сможет, по просьбе одной из сторон или по собственной инициативе, предложить находящимся в конфликте сторонам организовать совещание их представителей, и в частности властей, на которых возложена забота об участи военнопленных, возможно, на нейтральной, надлежащим образом выбранной, территории. Находящиеся в конфликте стороны обязаны дать ход предложениям, которые им будут сделаны в этом смысле. Державы-покровительницы могут, в случае необходимости, представить на одобрение находящихся в конфликте сторон принадлежащее к нейтральной державе или же делегированное Международным комитетом Красного Креста лицо, которое будет приглашено участвовать в этом совещании.

Международное гуманитарное право.

«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы,

Плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно -

Научиться жить на Земле, как люди».

Б. Шоу.

Международное гуманитарное право (МГП) – свод норм, направленных на ограничение последствий вооруженного конфликта. МГП предоставляет защиту лицам, которые не принимают или прекратили принимать участие в военных действиях, а также ограничивает методы и средства ведения войны.

«Мировое сообщество вступило в начало третьего тысячелетия. Мир не стал добрее. По-прежнему идут вооруженные конфликты в странах мира. И если нельзя добиться мира сразу, то необходимо постараться уменьшить страдания людей, которые им приносит война. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права».

Из истории создания МГП.

За последние 3400 лет было всего 250 лет всеобщего мира. Остальное время на планете велись войны (около 15 тысяч войн), в которых погибло около 5.000.000.000 человек. Это соответствует 2/3 нынешнего населения Земли. В ХХ веке две мировые войны унесли жизни почти 100.000.000 человек. Среди них не только военные, но и гражданские лица.



n Современное международное гуманитарное право сформировалось в основном в середине 20 века и в концентрированном виде отражено в уставе Организаций Объединенных Наций, который открыл новую эпоху в правовом регулировании международных отношений и нормативно закрепил важнейшие принципы международного права.

Еще в глубокой древности некоторые военачальники, следуя обычаю, не позволяли своим подчиненным казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Эти обычаи со временем оформились в нормы обычного права, которыми руководствовались противоборствующие стороны. В ряде случаев воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником. Однако вплоть до второй половины XIX века такие соглашения не носили всеобщего характера и, как правило, действовали лишь во время одного сражения или одной войны. Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г., которая кодифицировала неполные и разрозненные древние законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам. Отныне государства, присоединившиеся к конвенции, брали на себя обязательство относиться к раненым на поле боя с уважением и оказывать им помощь, даже если они принадлежат к стороне противника.

ИСТОЧНИКИ МГП:

Четыре Женевские конвенции 1949 г

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

2. 1972 г.- Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.

Военнопленные - участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

Жертвы войны - раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.

2. Два Дополнительных протокола к ним 1977 года

1. Усиливает защиту жертв международных вооруженных конфликтов

2. Усиливает защиту жертв немеждународных вооружённых конфликтов

Участниками Женевских конвенций являются практически все страны мира. Государства-участники Женевских конвенций обязаны внести в своё национальное законодательство положения, обеспечивающие пресечение нарушений гуманитарного права, включая уголовное преследование или выдачу военных преступников. Россия является участником Женевских конвенций с 1954 года, и Дополнительных протоколов с 1990 года . Подписав Конвенции, правительства стран взяли на себя обязательства:

l обеспечить равный уход за ранеными как дружеской, так и вражеской стороны.

l уважать личность человека , его физическую неприкосновенность, честь, достоинство, семейные права, религиозные и моральные убеждения.

l запретить пытки и жестокое обращение , казни без суда и следствия, депортацию, взятие заложников, грабежи и разрушения гражданских объектов.

l разрешать представителям Международного Комитета Красного Креста (МККК) посещать лагеря военнопленных и интернированных гражданских лиц и разговаривать с заключёнными свободно и без свидетелей.

В 1960 году возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного Креста. Деятельность этой организации направлена на контролировании соблюдения положений международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов. А также помощи гражданским лицам, которые пострадали в войнах.

Некоторые положения международного гуманитарного права закреплены и в Конституции РФ 1993 г. Конституция Российской Федерации (извлечение) Ст. 15

(...) 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Уголовный кодекс Российской Федерации (извлечение)

Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны 1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, - наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

ДЕТИ силу своего возраста они наиболее уязвимая часть населения, то во время войны им предоставляется дополнительно ряд прав:

· во время войны дети должны быть эвакуированы из районов боевых действий;

· если дети остались на оккупированной территории, то они не должны зачисляться в зависящие от оккупирующей стороны военные формирования или организации;

· дети, не достигшие 18 лет не должны в принудительном порядке привлекаться к трудовой повинности;

· дети, не достигшие 15 лет не могут быть призваны или зачислены добровольно в армию.

История возникновения МГП.

n Все началось 24 июня 1859 года в Сольферино, селении в северной Италии, где французские и итальянские войска сражались с оккупировавшими тогда страну австрийцами. В этой ожесточенной битве за несколько часов пало 40000 жертв - убитых и раненых.

n Санитарные службы воюющих сторон были явно бессильны помочь в сложившейся ситуации. Вид тяжелых страданий раненых привел в ужас приехавшего в те места по делам швейцарца Анри Дюнана. Обратившись с призывом к жителям соседних сел, он принялся оказывать помощь всем раненым воинам независимо от национальности.

n Вернувшись в Швейцарию, Анри Дюнан не мог стереть из памяти эту ужасающую картину. Он взялся за перо, чтобы рассказать миру об этой, так много раз повторявшейся, драме войны. В 1862 году была закончена его книга "Воспоминание о Сольферино" . Книга сильно взволновала Европу, так как многим была неизвестна жестокая реальность полей битв.

n В те времена в Женеве существовало благотворительное общество, президентом которого был адвокат Густав Муанье. "Книга "Воспоминание о Сольферино" потрясла меня" - писал он. Будучи человеком действия, Муанье предложил Дюнану переговорить об этой книге с другими членами Общества.
В ходе встречи была создана комиссия из пяти членов. Помимо самого Анри Дюнана и Густава Муанье в её состав вошли генерал Гийом-Анри Дюфур и доктора Луи Аппия и Теодор Монуар - все швейцарские граждане.

n Впервые комиссия собралась 17 февраля 1863 года и назвала себя "Международным комитетом помощи раненым".
В последующие месяцы эти пять членов Комитета вели напряженную деятельность, в результате которой в октябре 1863 года в Женеве состоялась международная конференция. В ней приняли участие представители шестнадцати государств. По этому случаю был выбран отличительный знак - красный крест на белом фоне.

n 8 мая в день рождения Анри Дюнана, отмечается Международный день Красного Креста и красного Полумесяца.

n Великая заслуга Анри Дюнана состоит в том, что он не ограничился отдельными и спонтанными гуманитарными жестами своих предшественников, а выдвинул в своей книге новые, конкретные предложения и широко распространил их:
"Нельзя ли создать во всех европейских странах общества по оказанию помощи, которые в военное время, действуя на добровольных началах, обеспечивали бы уход за ранеными, независимо от национальности?"

Это предложение ляжет в основу создания национальных обществ Красного Креста, а позднее, Красного Полумесяца.
Помимо защиты раненых, по мнению Анри Дюнана, необходимо было предоставить статус нейтральности в районе сражения ухаживающим за ними лицам. Поэтому он предложил сформулировать:
"…международный принцип, условный и узаконенный, который, по его согласованию и ратификации, явился бы основой обществ по оказанию помощи раненым в разных странах…".

Это второе предложение Дюнана положило начало современному международному гуманитарному праву, первым письменным и конкретным воплощением которого станет Женевская Конвенция 1864 года.

Женевские конвенции о защите жертв войны – международные многосторонние соглашения в области законов и обычаев войны, направленные на защиту жертв вооруженных конфликтов. Были подписаны 12 августа 1949 г. на Дипломатической конференции ООН, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года. Вступили в силу 21 октября 1950 г.

Женевские конвенции включают в себя четыре универсальных международных договора:

1) Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях – обязывает ее участников собирать на поле боя и оказывать помощь раненым и больным противника, причем любая дискриминация в отношении раненых и больных по причинам пола, расы, национальности, политических убеждений или религии запрещается. Все раненые и больные, которые оказались во власти противника, должны быть зарегистрированы, а данные о них сообщены тому государству, на стороне которого они сражались. Медицинские учреждения, санитарный персонал и транспорт для перевозки раненых, больных и санитарного имущества пользуются защитой, и нападение на них запрещается.

2) Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море – устанавливает правила обращения с больными и ранеными во время морской войны, аналогичные правилам, предусмотренным Конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях.

3) Конвенция об обращении с военнопленными – устанавливает правила, которых должны придерживаться воюющие стороны при обращении с военнопленными.

4) Конвенция о защите гражданского населения во время войны – предусматривает гуманное обращение с населением, находящимся на оккупированной территории, и защищает его права.

8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям под эгидой Международного комитета Красного Креста были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I , касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II , касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

8 декабря 2005 г. к Женевской конвенции был принят Дополнительный протокол III о введении отличительной эмблемы в дополнение к Красному кресту и Красному полумесяцу.

Женевские конвенции являются развитием международно-правовых норм о защите жертв войны, ранее закрепленных в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. и конвенциях, подписанных в Женеве в 1864, 1906 и 1929 гг.

Женевские конвенции закрепили основной принцип современного международного права: войны ведутся против вооруженных сил противника; военные действия против гражданского населения, больных, раненых, военнопленных и т.д. запрещается.


Женевские конвенции применяются в случае объявленной войны или любого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признает состояния войны, и в случае оккупации территории, даже если эта оккупация не встретит вооруженного сопротивления. Участники Женевских конвенций обязаны соблюдать их положения, если противная сторона не участвует в Женевских конвенциях, но в своих действиях также будет их соблюдать. Положения Женевских конвенций обязательны и для нейтральных стран.

Женевские конвенции предусматривают обязанность стран-участниц разыскивать и наказывать лиц, совершивших или приказавших совершить действия, нарушающих положения этих конвенций. Такие лица подлежат суду страны, на территории которой они совершили преступления, или суда любой страны-участницы Женевских конвенций, если она имеет доказательства их виновности.

Серьезным нарушением Женевских конвенций считается умышленное убийство раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, пытки и бесчеловечное обращение с ними, включая биологические эксперименты, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленных служить в армии противника, взятие заложников, серьезное разрушение имущества, не вызванное военной необходимостью и т.п. Лица, виновные в серьезных нарушениях Женевских конвенций, рассматриваются как военные преступники и должны привлекаться к уголовной ответственности.

Женевские конвенции предусматривают порядок расследования заявлений об их нарушении и возлагают на участников обязательство принять законы, предусматривающие эффективное уголовное наказание виновных.

К Женевским конвенциям присоединились более 190 государств, то есть почти все страны мира. Женевские конвенции о защите жертв войны от имени Украины подписаны 12 декабря 1949 г. (ратифицированы 3 июля 1954 г.), дополнительные протоколы – 12 декабря 1977 г. (ратифицированы 18 августа 1989 г.).

Важнейшие положения по защите гражданских лиц:

· запрещается применять оружие против гражданских лиц;

· запрещаются любые акты террора, в том числе захват заложников;

· запрещается использовать гражданских лиц в качестве живого щита;

· запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны;

· запрещается привлекать гражданских лиц к принудительным работам в пользу армии оккупанта;

· запрещается переселять гражданских лиц на территорию страны-оккупанта, на территории других стран.

Наиболее важные положения по защите невоенных объектов:

· запрещается нападение на медицинские учреждения и транспортные средства (стационарные и передвижные больницы, госпитали, лазареты, санитарные автомобили, поезда, корабли, самолеты); во время войны все эти объекты должны иметь специальные обозначения: красный крест, красный полумесяц, красный кристалл;

· запрещается нападение на объекты и транспортные средства гражданской обороны (обозначаются международным знаком гражданской обороны);

· запрещается нападение на объекты жизнеобеспечения населения;

· запрещается нападение на объекты, которые имеют историческую и культурную ценность (в том числе все культовые сооружения независимо от религии и конфессии);

· запрещается нападение на объекты и установки, содержащие опасные силы, разрушение которых может привести к экологической катастрофе – атомные станции, плотины крупных водохранилищ, крупные химические предприятия, склады сильнодействующих ядовитых веществ и т.п. (обозначаются специальным знаком).

Литература

1. Закон України «Про цивільну оборону України»: Постанова Верховної Ради України №2974-ХІІ від 3 лютого 1993 року.

2. Про затвердження Положення про Цивільну оборону України: Постанова Кабінету Міністрів України №299 від 10 травня 1994 року.

3. Про Єдину державну систему запобігання і реагування на надзвичайні ситуації техногенного та природного характеру: Постанова Кабінету Міністрів України №1198 від 3 серпня 1998 року.

4. Закон України «Про захист населення і територій від надзвичайних ситуацій техногенного та природного характеру»: Постанова Верховної Ради України №1809-ІІІ від 8 червня 2000 року.

5. Закон України «Про правові засади цивільного захисту»: Постанова Верховної Ради України №1859-VІ від 24 червня 2004 року.

6. Кодекс цивільного захисту України: Постанова Верховної Ради України №5403-VI від 2 жовтня 2012 року.

7. Про затвердження Положення про єдину державну систему цивільного захисту: Постанова Кабінету Міністрів України №11 від 9 січня 2014 року.

8. Про затвердження Класифікаційних ознак надзвичайних ситуацій: Наказ Міністерства надзвичайних ситуацій України №1400 від 12 грудня 2012 року.

9. Про ратифікацію Женевських конвенцій від 12 серпня 1949 року про захист жертв війни: Указ Президії Верховної Ради Української РСР від 3 липня 1954 року.

10. Про ратифікацію Додаткового протоколу до Женевських конвенцій від 12 серпня 1949 р., що стосується захисту жертв міжнародних збройних конфліктів (Протокол I), і Додаткового протоколу до Женевських конвенцій від 12 серпня 1949 р., що стосується захисту жертв збройних конфліктів неміжнародного характеру (Протокол II): Указ Президії Верховної Ради Української РСР №7960-XI 18 серпня 1989 року.

11. Закон України «Про зняття застережень України до Женевських конвенцій про захист жертв війни від 12 серпня 1949 року»: Постанова Верховної Ради України №3413-IV від 8 лютого 2006 року.