Меню

Как делать комплименты (из моего тренинга) - Тренинг Продаж — ЖЖ. Упражнения, используемые для создания работоспособности в группе Упражнение «Коллективный счет»

Аксессуары

Новый Карнеги. Самые действенные приемы общения и подсознательного воздействия Спижевой Григорий

Упражнение «Комплимент»

Упражнение «Комплимент»

Сначала, как правило, начнем с простых упражнений. Цель данного упражнения проста до невозможности – сделать простой адекватный комплимент двадцати прохожим на улице, в магазине или в транспорте. Например, «у вас красивые волосы», или «у вас очень приятный и чувственный взгляд», или «у вас такая шикарная улыбка».

Это упражнение хорошо убирает страх открыть коммуникацию с незнакомым человеком.

Из книги Женщина плюс мужчина [Познать и покорить] автора Шейнов Виктор Павлович

Как сделать неотразимый комплимент Глупости приходят в голову каждому, но не каждый их высказывает. Эсер Необходимый элемент любого контакта с женщиной – это, конечно же, хороший комплимент. При правильном его исполнении всегда добиваются расположения к себе.То, что

Из книги Женщина плюс мужчина [Познать и покорить] автора Шейнов Виктор Павлович

Как сделать неотразимый комплимент Глупости приходят в голову каждому, но не каждый их высказывает. Эсер Необходимый элемент любого контакта с женщиной - это, конечно же, хороший комплимент. При правильном его исполнении всегда добиваются расположения к себе.То, что

Из книги Как научиться говорить комплименты автора Тамберг Юрий

Что такое комплимент? Комплимент - это любезные, приятные слова, лестное замечание или отзыв, короче говоря - похвала. Это добро, которое несут словом.Комплимент - один из самых простых, доступных и абсолютно безденежных способов доставить радость другому. Комплимент не

Из книги Курс настоящей стервы автора Шацкая Евгения

Комплимент Когда комплимент делают тебе, это может значить что:– Недавно он прочитал стопку книг с названиями вроде этого: «Женщина. Руководство опытного пользователя», и теперь тренируется.– Он хочет познакомиться, но не знает, с чего начать.– На самом деле, ему в тебе

Из книги Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина) автора Пиз Алан

Как сделать искренний комплимент женщине Когда женщина, примеряющая новое платье, спросит мужчину, как оно выглядит на ней, то, вероятнее всего, она получит ответ «Хорошо» или «Отлично» - и очков таким ответом он не заработает. Чтобы произвести благоприятное впечатление,

Из книги Секреты уверенности в себе [+ «50 идей, которые могут изменить вашу жизнь»] автора Энтони Роберт

Из книги Как потрошить мужчин автора Корчагина Ирина Леонидовна

Комплимент как первый шаг к подарку Тренироваться в поддержании огня любви полезно на комплиментах. Комплименты - это, по сути, эквивалент подарков. Но в отличие от подарков, комплименты можно и нужно получать каждый день. Комплименты - это маленькие доказательства

Из книги Мужские хитрости и женские уловки [Лучший справочник по распознаванию лжи! Книга-тренажер] автора Нарбут Алекс

Сначала комплимент, потом подарки Приведем историю Светланы. Ее поклонник - поэт. Как вы понимаете, скуп не по жадности, а по бедности. Но Светлане с ним было интересно, потому что он умеет ухаживать словами, он знает, как угодить женщине. С ним можно поговорить на любые

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Прием 11. Опасный комплимент Любовь к похвалам кроется более или менее во всех сердцах. Гордец, чтобы заслужить их, готов на тысячу неприятностей, скромный же избегает их лишь с тем, чтобы с большей уверенностью удостоиться их. Роберт Шуман Эта манипуляция – одна из самых

Из книги Новый Карнеги. Самые действенные приемы общения и подсознательного воздействия автора Спижевой Григорий

Комплимент. Ложь, ласкающая слух В этой книге мы уже упоминали комплимент как один из видов манипуляции.Но комплимент также – и один из видов обмана, принятых в обществе.И на этой ипостаси комплимента необходимо остановиться

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Комплимент – это не лесть и не похвала Разобраться, что такое хороший комплимент, поможет точное определение.Комплимент – это небольшое преувеличение какого-либо из достоинств адресата.Комплимент отличается от лести именно тем, что дается небольшое преувеличение.

Из книги Неотразимый комплимент [Безотказные приемы влияния] автора Шейнов Виктор Павлович

Глава 5 Как делать комплимент Комплимент – это поцелуй сквозь вуаль. Виктор Гюго Комплимент – это очень хороший инструмент, чтобы сделать приятное собеседнику и запомниться ему. Также комплимент улучшает контакт с человеком. Навык делать хорошие комплименты очень

Из книги Ваш персональный психолог. 44 практических совета на все случаи жизни автора Шабшин Илья

Комплимент «Она красивая, но не говорите ей этого»Любая мама охотно скажет своему крохе: «Ты такой красивый!» Но совершенно не принято делать комплименты, касающиеся внешности, ребенку старше четырех лет. Если вы скажете трехлетней девочке: «Ты очень красивая», – она

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Что такое «комплимент» Как много споров могли бы быть прекращены, если бы участники договорились дать определение терминам! Аристотель Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным. Демокрит Определение комплиментаРазобраться в том, что такое

Из книги автора

Комплимент – дело тонкое Мы показали (надеюсь, убедительно) огромную важность умения хвалить, и теперь перейдем к некоторым практическим моментам.Чувство обиды и досады возникает у человека в тех случаях, когда он ожидает услышать комплимент или похвалу по какому-то

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи тренинга:

Формирование благоприятного психологического климата

Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними

Развитие умения работать в команде

Сплочение группы

Осознание каждым участником своей роли, функции в группе

Повысить коммуникативные навыки педагогов

Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Необходимые материалы:

Листы формата А - 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры

Спокойная музыка для релаксации

Тарелочки, кувшин с водой

Листки в клетку, шариковые ручки по числу участников

Ход тренинга:

Педагог-психолог:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

Упражнение 1. «Приветствие»

Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Упражнение 2. «Мое настроение»

Цель упражнения: выражение настроения

Задание: нарисовать свое настроение на данный момент

Инструкция: На листе формата А - 4 изобразить свое настроение.

Устроим выставку наших настроений, подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…», а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым.

Анализ упражнения:

1. Что понравилось вам в данном упражнении?

2. Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?

Упражнение 3. «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы

« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

Наташа, ты такой отзывчивый человек!

Да, это так! А еще, я добрая!

А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение 4. «Цветок» (под музыку)

Цель игры: помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.

Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.

Второй - представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону.

Он подходит к сидящему, сгруппировавшись, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать.

Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами.

Анализ упражнения:

1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

2. С какими трудностями вы столкнулись?

Упражнение 5. «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи

Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

Анализ упражнения:

1.Что, по вашему мнению, не удалось?

2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?

3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Упражнение 6. «Доверительное падение»

Цель игры: сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений.

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, доверия.

Это упражнение дает прекрасную возможность, испытать, что такое доверие.

Задание: стоя спиной к партнерам упасть к ним на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.

Анализ упражнения:

1. Что было легче делать, падать или ловить?

2. Какие чувства вы испытывали при этом?

3. Есть ли в реальной жизни ситуации, где вы испытываете подобные чувства?

Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те, которые падали, а что чувствовали те, кто замыкали круг.

Упражнение 7. «Чему я научилась»

Цель: рефлексия

Задание: дописать неоконченные предложения

Я научилась….

Я узнала, что….

Я была удивлена тем, что…..

Мне понравилось,………

Я была разочарована тем, что….

Самым важным для меня было….

Завершение. Обсуждение по кругу:

Чему научилась сегодня…

Что буду использовать в своей работе …

Всем спасибо за активное участие!!!

Использованная литература:

1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

2. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. - 176 с.

3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. - 256 с.

4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. - 205 с.

Цель: разогрев группы.

Планируемое время: 5 - 7 минут.

Каждый участник должен поприветствовать каждого члена группы и при этом высказать ему комплимент. Комплименты в адрес каждого участника в отдельности, высказанные членами Т-группы, не должны повторяться.

Рефлексия.

Упражнение № 2 «Уважаемый доктор Разум»

Цель: Развитие навыков рационального мышления в стрессовых ситуациях.

Планируемое время: 30 минут.

Каждый участник пишет короткое письмо об одной из своих проблем так, как он писал бы своему другу. Затем участники обмениваются письмами, и каждый отвечает на чье-то письмо – письменно, используя рациональное мышление. Члены группы дают свои комментарии о возможных методах решения проблемы.

Рефлексия.

Упражнение № 3 «Арт-салон»

Цель: гармонизация эмоционального состояния.

Планируемое время: 20 минут.

Оборудование и материалы: листы белой бумаги (ватман, А - 4), наборы красок, фломастеров, карандашей (по 3 - 4 комплекта).

Члены группы (каждый индивидуально) рисуют (красками, фломастерами, цветными карандашами или пастелью) свое состояние и пишет к нему белый стих. Далее каждый участник комментирует свой рисунок. Ведется обсуждение состояний, обращается внимание на совпадающие сюжеты рисунков у разных участников тренинга.

Рефлексия.

Упражнение № 4 «Приятные приключения для таза»

Цель: снятие блоков с мышц таза.

Планируемое время: 10 минут.

Первый этап.

Стоя на слегка согнутых в коленях ногах, стопы параллельно, на расстоянии 30 см. Вес тела - на передней части ног (с акцентом на подушке большого пальца). Живот выпущен. Руки лежат на бедрах.

В этой позе вращайте бедрами слева направо. Это движение должно захватить таз и минимально - верхнюю часть корпуса и ноги. Дыхание свободное, ртом.

Необходимо выполнить движение 12 раз в одну сторону, затем в другую. При выполнении упражнения следует обратить внимание на то, сдерживается ли дыхание, сохраняется ли тазовое дно расслабленным, согнуты ли колени.

Очень важно, чтобы при выполнении этого упражнения человек был хорошо заземлен, иначе движениям таза не хватает эмоциональной окраски.

Второй этап.

Лягте на спину. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на коврике.

На вдохе таз идет назад, ягодицы при этом больше упираются в коврик, живот максимально выпускается.

Затем выдох, сопровождающий движение таза кверху (таз немного приподнимается), при этом стопы легко надавливают на коврик (укоренение).

Упражнение повторяется в течение 15 - 20 дыхательных движений. Дыхание свободное, ртом. Важно, чтобы в этом упражнении дыхание было брюшное и «шло в таз»; дыхательные движения и движения таза должны быть скоординированы, а ягодицы расслаблены. Если стопы теряют ощущение контакта с ковриком, то таз не свободен в своих движениях.

Если есть напряжение в нижней части тела, то люди подталкивают свой таз вверх вместо того, чтобы позволить ему свободно колебаться в тазобедренных суставах. В этом случае таз выносится вверх напряженными мышцами живота и напряженными ягодицами. Такое вынужденное движение и редуцирует сексуальный опыт.

Юлия Батарева
Социально-коммуникативные игры и упражнения

Очень меня радует то, что в сфере последних изменений в воспитетельно - образовательном процессе большое внимание стало уделяться нравственному началу, навыкам коммуникации и волевому контролю над своим поведением и эмоциями у дошкольников. Хочу предложить несколько вариантов игры со стандартным и так любимым всеми воспитателями "Волшебным мешочком",игры в круге, которые направлены, в первую очередь, на развитие эмоциональной чувствительности, отзывчивости, навыков коммуникации и группового сплочения дошкольников. В настоящее время в группе одновременно находится несколько дошкольников, которых можно назвать гиперактивными. Зачастую именно у них выявляются проблемы в первую очередь в общении со сверстниками. Как ни парадоксально, многие дошкольники прекрасно знают как нужно обращаться со сверстниками, как предписано выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, какие обороты и слова необходимо употреблять, выстраивая коммуникации. Однако, это вовсе не означает, что дошкольник, зная эти нормы, употребляет их в своей жизни, общении, игре и т. п. Наша задача подтолкнуть, побудить, активизировать дошкольника применить эти знания, практиковать их в употреблении общепринятых норм общения и поведения, эмоционального реагирования на ситуацию в рамках допустимых норм. Автоматизация, будет хорошим помощником для социализации ребенка.

Упражнение «Знакомство» цель: формирование представлений друг о друге, настрой на предстоящую деятельность.

Дети сидят на стуле в круге. Каждый ребенок соседу слева произносит свое имя (одновременно кладет свою левую руку на правое колено соседа) и рассказывает о себе, что-то хорошее. Когда ребенок закончил, сосед свою правую руку кладет ему на левое колено, а свою левую – на правое колено соседу слева и продолжает рассказывать, но уже о себе. Так все дети замыкают круг и знакомятся друг с другом. После этого психолог говорит о том, что теперь они будут встречаться на занятиях, которые помогут им находить новых друзей.

Упражнение «Приветствие» цель: положительный настрой на дальнейшую работу, развитие произвольности и контроля над импульсивностью.

Дети сидят в круге, воспитатель вносит резиновый мяч с изображением радостного лица. Кидает каждому ребенка по кругу с улыбкой на своем лице, ребенок, возвращая мяч, передает эту эмоцию. После того, как все дети проделали упражнение, воспитатель спрашивает:-Какое у вас стало настроение, когда мы с вами улыбнулись?

Дети рассказывают о своих чувствах. Воспитатель резюмирует, что приятно находиться в кругу с веселыми лицами и самому при этом радоваться.

Упражнение «Цепочка» цель: развитие контроля над своими движениями.

Воспитатель объясняет, что сейчас мы поиграем в игру, которая получится, если все будут стараться выполнить правила. Для этого необходимо дотронуться до колена рукой, но так, чтобы все руки поднимались по очереди (дети находятся в том положении, в котором они завершили выполнение предыдущего упражнения). Показывает детям, как необходимо дотрагиваться и в какой последовательности. Отмечается, из-за чего произошли сбои в цепочке и поощряет детей за старание. Движение цепочки повторяется 3 раза. Дети хлопают друг другу за удачное выполнение задания.

Упражнение «Наоборот» цель: развивать умение делать выбор, находить противоположное состояние.

Дети сидят на напольных подушках в круге, воспитатель бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет эмоцию, ребенок, возвращая его называет противоположную эмоцию. Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не бросит мяч 3 раза.

Ритуал «Прощание» цель: закрепление пройденного материала, настрой на следующее занятие.

Дети садятся в круг на ковре и вспоминают, чем они занимались на занятии. Каждый ребенок рассказывает о том, что ему понравилось больше всего, что узнали нового. Воспитатель благодарит детей за старательность, подводит итог.

Дает детям домашнее задание: в группе проконтролировать себя и постараться не демонстрировать другим злость, если есть возможность уйти от негативного контакта. Можно выйти и позлиться в другое помещение группы и там выплеснуть свою злость, встать перед зеркалом или скомкать бумагу как в упражнении «Комочки». Кто справится с этим заданием, на следующем занятии будет включать магнитофон, раскладывать раздаточный материал или выполнять другую привлекательную работу.

Упражнение «Мой веселый звонкий мяч» цель: закрепление положительных эмоций, отрабатывание умения контролировать свои действия.

Детям предлагается мяч с веселым выражением, который необходимо передать своему соседу и изобразить на лице радостную эмоцию, при этом мяч не должен упасть. Из игры выбывает и тот, кто передал, и тот, кто не поймал мяч. После игры делается вывод о том, что один человек не может быть виноват во всем, их как минимум 2-ое, как в нашем случае с мячом: один резко передал мяч, а другой неудачно подставил руки. Поэтому, когда мы делаем совместное дело, нужно сосредотачиваться на действиях, тогда будет положительный результат. Игра повторяется 3 раза в ускоренном темпе.

Игра «Путаница» цель: сплочение детского коллектива, развитие умения сопереживать.

Ребята стоят в круге, держась за руки, и запутываются. Воспитатель старается распутать детей и вернуть в исходное положение.

После игры проходит обсуждение:

Все ли чувствовали себя комфортно?

Понравилась ли им игра, чем?

Обращается внимание на то, что некоторым детям могло быть неудобно или дискомфортно, так как их тянули, сильно дергали за руку. Они показали свои ощущения эмоцией обиды, злости, надовольства. В таком случае игра не доставляет радости. Игра повторяется еще 2 раза, с учетом поправок.

Упражнение «Комплимент» цель: сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе.

Воспитатель предлагает детям поиграть в «Волшебный мешочек». Для этого нужно взять его и сказать в него приятные слова, которые адресованы ребенку слева. Так каждый говорит комплименты своему соседу, передавая при этом «волшебный мешочек». Если у детей возникают трудности в произнесении приятных слов, воспитатель может принять участие в обмене комплиментами. Так же, если у детей нет слов для выражения положительного отношения к соседу, можно просто улыбнуться. В конце круга мешочек завязывается и детям предлагается воспользоваться мешочком, когда у них испортиться настроение. Мешочек отдается детям в группу и воспитатель фиксирует его использование детьми.

Упражнение «Ласковые ладошки» цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

Дети сидят на напольных подушках в круге боком на расстоянии, позволяющем прикасаться друг к другу. С закрытыми глазами детям предлагается максимально расслабит свое тело. Тля этого сначала нужно напрячь все тело, и резко его расслабить. «Почувствуйте, как волны тепла растекаются по всему вашему телу. Вам приятны эти ощущения, все мышцы отдыхают. А теперь погладьте себя по рукам своими ласковыми ладошками, по ногам, по животику. Обратите внимание на свои ощущения, как они приятны. А теперь откройте глаза и попробуйте подарить свое тепло и ласку своему соседу. Погладьте его ласковыми ладошками по спине, по рукам и опять по спине». Все ребята начинают обсуждение:

Расскажите о чувствах, которые вы испытывали.

Что вам понравилось больше, гладить или чувствовать прикосновение?

Игра «Маска» цель: развитие выдержки и самоконтроля.

В середине помещения ставится стул, на котором сидит ребенок, остальные дети выстраиваются вокруг сидящего. Ребенок, который на стуле, сидит со спокойным выражением лица, дети, продвигаясь по кругу пытаются изменить его состояние, демонстрируя разные эмоции, позы, двигая руками. Не разреша-ется дотрагиваться до сидящего. Когда ребенок смеется или изменяет свое спокойное состояние, на его место садится тот ребенок, которому это удалось. Игра повторяется 5 раз. Психолог отмечает детей, которым удалось максимально долго выполнять инструкцию.

Тренинг позитивного мироощущения

Цель: открыть, привести в действие, автоматизировать позитивно окрашенные реакции на различные, в том числе стрессовые ситуации в жизни подростков.

Задача : научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные вербальные и действенные формы общения в трудные моменты жизни; научить некоторым приемам саморегуляции эмоциональных состояний.

1. Знакомство

2. Упражнение «Комплименты».

Участникам предлагается придумать тренинговое имя, заключающее в себе какую-то положительную характеристику. Далее в течение всего тренинга обращаться друг другу именно так. В рамках других тренингов на этапе знакомства надо будет представляться другим ребятам аналогичным образом: например, я - внимательный и хороший друг (самокомплимент).

2. Упражнение «Словарь хороших качеств»

По кругу вспомнить и назвать все синонимы и оттенки качеств «хороший» и «красивый» (или «радостный»). К каким жизненным явлениям приложим данные качества? Постараться найти как можно больше объектов для применения этих синонимов.

Рефлексия: какие чувства, ассоциации, воспоминания возникают при произнесении слов «великолепный», «очаровательный» и др.? Как влияет словарь на настроение и состояние души?

3. Упражнение на двигательную активность

Один из самых эффективных способов самозащиты - «выведение» стрессов по мышечным каналам.Как минимум, в период нервно-психического перенапряжения необходимо искать различные поводы для того, чтобы увеличить двигательную активность:бег, спорт, отказ от транспорта, различные игры. Кроме того терапевтический эффект игр, например, увеличивается от присутствия в них коммуникативного компонента, тренирующего навыки взаимодействия.

Можно использовать какую-либо подвижную игру («Паровозик», «Путаница» и др.).

4. Упражнение «Неоконченные предложения»

Первый шаг: одно-два предложения пускаем по кругу, и они обрастают снежным комом предложений. Второй шаг: несколько предложений (4–5) на листочках раздаются участникам тренинга для завершения в письменном виде. Затем ведущий собирает варианты неоконченных предложений (позитивная индукция):

Мне пришла в голову отличная мысль…

Мне нравится в себе, что я…

Мне хочется доставить радость…(кому?)

Всякая погода - благодать, даже вот и сегодня

на улице…

Больше всего удовольствия я получаю от…

У меня теплеет на душе, когда я думаю о…

Чтобы доставить радость родителям, я мог бы…

Мне очень помогает в жизни…

Когда мне трудно, я утешаюсь мыслью о…

5. Упражнение «Художник, хорошее настроение»

Разбиться на тройки. Один из тройки выступает в роли художника, второй - зрителя, третий изображает портрет.

«Портрет» показывает лицом, позой, статичными жестами отрицательное эмоциональное состояние. Художник «стирает» это изображение и исправляет его на позитивное, давая словесные инструкции:«Уголки губ подними кверху, разверни плечи» и т.д.Зритель должен отгадать первоначальное состояние и замысел художника. Затем участники меняются ролями. Обсуждается, какая роль была самой трудной и по-

чему. Трудно ли регулировать выражение своего лица и состояние, следуя чужим указаниям? Отражается ли на внутреннем состоянии изменение «маски»?

6. Упражнение «Успокойте Бирбала»

ВЕДУЩИЙ. Индийская легенда рассказывает о Бирбале, нерадивом советнике царя Акбара, который однажды опоздал к царю на целых три часа - проспал. Чтобы оправдаться перед царем, Бирбал сказал, что никак не мог успокоить ребенка. Акбар не

поверил, что ребенка нельзя было успокоить быстрее. Тогда Бирбал предложил царю выступить в роли утешителя, а сам заплакал, изображая неутешное горе. Через час бесплодных попыток Акбар сдался и простил советника.

Участники тренинга выбирают Бирбала, которого по очереди попытаются успокоить, используя различные способы утешения: слово, прикосновение, какие-либо стимулы. Затем Бирбал выбирает,чье утешение было самым убедительным и эффективным.

7. Упражнение «Портрет в розовых тонах»

Предлагается вспомнить человека, к которому испытываешь неприязнь. Нужно попытаться написать его словесный портрет, используя только позитивную лексику, то есть, оставляя «в уме» его негативные качества, писать только о тех, что можно оценить как положительные. Можно несколько изменить задание, предложив написать портрет неприятного человека с позиции тех, кто его любит. Для младших подростков в качестве объекта предлагается выбрать киногероя или литературного персонажа и таким же образом написать его «портрет».Обсудить, меняется ли отношение к человеку после такого сочинения.

8. Упражнение «Цепочка»

Упражнение направлено на тренировку невербальной передачи эмоционально положительной информации.

Все строятся в колонну, в затылок друг другу. Ведущий показывает последнему написанное на листочке ласковое слово («Зайка») или фразу («Ты мне нравишься»). Тот поворачивает к себе стоящего перед ним и жестами и мимикой пытается передать смысл написанного. По цепочке невербальная информация передается до конца. Последний в колонне должен произнести то, что до него донесли предыдущие игроки.

9. Упражнение

«Неприятность эту мы переживем…»

Выбирается какая-то неприятная ситуация, которая случается, как правило, внезапно. Например, разбилась ваза, пропали ключи, вы споткнулись. Обычно в такой ситуации мы бессознательно употребляем не совсем нормативные высказывания,в лучшем случае чертыхаемся. В присутствии посторонних эти наши словечки могут нас очень подвести. Поэтому необходимо потренироваться реагировать на внезапные неприятности по-другому,используя позитивные словесные формулы. Например: «Отлично, посмотрим, что можно сделать…»,или «Подумаешь, важность какая…», или «Вот так фокус…». Участники сами придумывают варианты реакций. Конечно, эти формулировки звучат с интонацией досады, иронично, даже раздраженно, но здесь включается цепочка зависимости: слово действие - состояние, перенастраивающая с переживания на поиск выхода.

10. Упражнение «Зеркало»

ВЕДУЩИЙ. Та же цепочка зависимости включается,когда мы сознательно придаем своему лицу то или иное выражение. Перед зеркалом надо отрепетировать непринужденную улыбку, привыкнуть к ней.Представьте, что вы позируете фотографу для обложки журнала. Затем, контролируя улыбку, вспомните какую-нибудь неприятную ситуацию, случившуюся с вами. «Держите улыбку». Отбросьте воспоминание, переключитесь на что-то хорошее.

Рефлексия: трудно ли контролировать выражение лица, если оно противоречит вашим мыслям? Повлияло ли благостное выражение лица на восприятие и оценку былой неприятности?

11. Упражнение «Необитаемый остров»

ВЕДУЩИЙ. Вы попали на необитаемый остров. Кто будет больше всего ждать вашего возвращения домой? О ком сильнее всего будете беспокоиться вы? Какое дело никто, кроме вас, не сможет завершить? Представьте, что в вашем распоряжении оказались обученные почтовые голуби. Кому из участников тренинга вы написали бы письмо с призывом о помощи? Почему?

12. Заключительный этап

Посвящается обсуждению впечатлений от тренинга. Упражнение «Комплименты» завершает общение.

Поинтересуйтесь, повлияло ли на самочувствие ребят их тренинговое имя.

Примечание. Задания данного тренинга могут использоваться целым блоком или включаться в тренинги профилактики кризисных (в том числе и суицидальных) состояний подростков в качестве фрагмента.